Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля  Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля
 Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля

Задачи контроля таможенных органов. Правовое и организационное обеспечение контроля

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации " О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации " и Постановлением Правительства Российской Федерации " О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации ", Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможенные органы стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. Раньше этой работой не занимались потому что не было подготовлено кадров, отсутствовал опыт, во многом начинали с нуля, и по сей день в таможенной системе не хватает юристов и экономистов.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: ее признаки, понятия и задачи.

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, 7, ч.1 ст.45, ст.71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст.2 недвусмысленно сказано: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства ". Эта же идея содержится в ч.1 ст.45: " Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации гарантируется ". По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.

2. Дознание в таможенных органах, его организация и управление.

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и ее безопасности.

Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.

На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:

- статья 188 " Контрабанда ";

- статья 189 " Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники ";

- статья 190 " Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран ";

- статья 193 " Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте ";

- статья 194 " Уклонение от уплаты таможенных платежей ".

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Согласно ст. 118 УПК РСФСР дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов предварительное следствие обязательно (СТ.126УПК РСФСР).

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно ч.1 ст. 119 УПК РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Перечень неотложных следственных действий довольно большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную разновидность дознания, обязаны во что бы то ни стало выполнить все неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание, его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по "горячим" следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и принимает дело к своему производству.

При производстве дознания первой разновидности таможенные органы (как и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого.

После передачи дела таможенный орган может проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, существенно отличается от первой разновидности дознания. Отличие идет в первую очередь за счет объема полномочий органа дознания и сроков расследования. Данный вид дознания полностью заменяет собой предварительное следствие. Органы дознания не ограничены в производстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Расследование в форме дознания осуществляется по менее тяжким преступлениям, перечень которых дан в ст. 126 УПК РФ.

Возбудив уголовное дело, таможенный орган обязан принять все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК РСФСР для предварительного следствия (за исключением отдельных положений, указанных в п.2,3 ст. 120 УПК). По таким делам дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Обращение в транспортные прокуратуры на правах областных по вопросам продления срока дознания таможенные органы обязаны производить только через региональное таможенное управление, а в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации - через ГТК РФ.

В процессе расследования уголовного дела (имеются в виду обе разновидности дознания) все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются протоколами, а принимаемые решения - постановлениями.

Решение о производстве дознания принимается: - в центральном аппарате Государственного таможенного комитета Российской Федерации - начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицом, его замещающим;

- в региональном таможенном управлении Российской Федерации - начальником этого управления или лицом, его замещающим;

- в таможне Российской Федерации - начальником этой таможни или лицом, его замещающим.

Руководство дознанием осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен или лицами, их замещающими.

Для производства дознания по решению начальников органов дознания назначаются дознаватели из числа подчиненных им должностных лиц, состоящих в штате соответственно отделов организации дознания по делам о таможенных преступлениях Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, отделов организации дознания региональных таможенных управлений и отделов дознания таможен.

Дознаватель, руководствуясь УПК, возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Выносимые им постановления подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания, то есть:

- в ГТК РФ - начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

- в региональном таможенном управлении Российской Федерации - начальником этого управления;

- в таможне Российской Федерации - начальником этой таможни;

- лицами, их замещающими.

При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться уголовным законодательством Российской Федерации.

В Управлении по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенных правонарушениях.

Отдел организации дознания по делам о таможенных преступлениях: - осуществляет организационно-методические мероприятия по вопросам организации дознания в таможенных органах Российской Федерации, проверяет постановку данной работы на местах, анализирует и обобщает практику и результаты дознания и соблюдения органами дознания таможенной системы России законности при производстве дознания;

- оказывает методологическую помощь таможенным органам на местах в производстве дознания по наиболее сложным делам;

- во взаимодействии с другими отделами Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и иными Управлениями ГТК РФ, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ и МВД РФ, налоговой полиции РФ принимает в необходимых случаях участие в разработке и проведении мероприятий по выявлению фактов совершения преступлений и изобличению виновных лиц;

- по указанию или согласованию с руководством Управления возбуждает уголовные дела, поручает производство дознания нижестоящим таможенным органам и осуществляет контроль за этими делами;

- в исключительных случаях по поручению руководства Управления самостоятельно проводит дознание по особо важным делам;

- по поручению руководства Управления организует комплектование следственно-оперативных групп Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ дознавателями таможенных органов по расследованию наиболее сложных и многоэпизодных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

- производит проверку соблюдения законности и обоснованности принятия решений по делам и материалам о преступлениях нижестоящими таможенными органами в связи с поступившими в ГТК РФ представлениями, частными определениями, протестами из прокуратуры, суда, письменными обращениями граждан, предприятий и организаций, а также по собственной инициативе и готовит по .результатам таких проверок решения и письменные ответы;

- принимает участие в кадровом формировании в таможенной системе Российской Федерации института дознавателей, в профессиональной их подготовке и переподготовке;

- организует и контролирует ведение ведомственной оперативной статистики уголовных дел о преступлениях. В региональных таможенных управлениях Российской Федерации отделы организации дознания осуществляют аналогичные функции в пределах таможенного региона. В таможнях Российской Федерации созданы отделы дознания. Отдел дознания (ОД) является структурным подразделением таможни.

Оперативное руководство отделом осуществляют: начальник таможни, заместитель начальника таможни по правоохранительной работе, отдел организации дознания регионального таможенного управления, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ.

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы при наличии признаков преступлений возбуждать в зоне .деятельности таможни уголовные дела, проводить по ним дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Отдел дознания также ведет статистику и анализ таких преступлений.

Для выполнения возложенных задач отдел дознания: - при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;

- при обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессе проведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформления либо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений, возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, с согласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по ним дознание;

- во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

- в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил.

3. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил.

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

ТК РФ, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения.

В ст.230 ТК РФ впервые дается развернутое определение понятия "нарушение таможенных правил".

Согласно названной статье, нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.

Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими законодательными актами и международными договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через .таможенную границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские так и иностранные:

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначением "юридическое лицо");

- физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Говоря о субъектах ответственности, необходимо отметить, что Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Например, если при перемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица по ст. 288 ТК РФ, допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо по ч.1 ст.279 ТК. РФ (наличие конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение административного преследования против юридического лица).

В то же время, если имеются основания для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по признакам ст.194 УК РФ, данное обстоятельство не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте.

2. Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит.

Единственным обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, является совершение нарушения таможенных правил вследствие действий неопреодолимой силы.

Таможенный кодекс не дает определений форм вины и непреодолимой силы. Они являются общеправовыми.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

- предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;

- не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под "непреодолимой силой" ("форс-мажор") понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).

Непосредственную связь с субъективной стороной нарушения таможенных правил имеет состояние невменяемости лица, предусмотренное ст.235 ТК РФ.

Согласно данной статье лицо освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил, если оно совершило правонарушение в состоянии невменяемости.

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние субъекта, при котором оно не могло осознавать значение своих действий (бездействий) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного психического состояния.

Как свидетельствует таможенная практика, при нарушениях таможенных правил может иметь место соучастие, то есть участие в правонарушении двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст.246 ТК РФ, предусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо, что является явным пробелом, который приходится исправлять в практической деятельности.

В соответствии со ст.246 ТК РФ соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших возраста административной ответственности; дипломатических представителей иностранных государств и т.п.).

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения.

При наложении взыскания за совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу за нарушения таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответственности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие согласно ТК РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, перечень которых предусмотрен законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, Федеральной службы безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной службы безопасности.

Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.

Положения ст.234 ТК РФ регулируют вопросы пределов действия закона. Основные трудности здесь возникают при применении норм материального и процессуального права к правонарушениям, совершенным до введения в действие ТК РФ, а также при оценке вновь принятых нормативных актов, документов, инструкций, указаний, корректирующих в сторону смягчения или полной отмены, например, применение мер экономической политики, обложения таможенными пошлинами, (то есть регулирующих вопросы таможенного оформления, таможенного контроля, текущей экономической политики) - на предмет определения, являются ли такого рода документы актами, смягчающими или отменяющими ответственность за нарушение таможенных правил.

Четкое понимание данного вопроса имеет большую практическую значимость. Несмотря на то, что со дня введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации прошло достаточно продолжительное время, до настоящего момента в практике таможенных органов встречаются случаи обнаружения фактов таможенных правонарушений, совершенных во время действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. Эти правонарушения подлежат квалификации по статьям Таможенного кодекса СССР; лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.

В то же время к такого рода правонарушениям при исчислении сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, на мой взгляд, нельзя применять положения ч.4 ст.234 ТК РФ, устанавливающей, что производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства, действующего во время производства по делу о правонарушении и его рассмотрения. Необходимо учитывать содержащееся в ч.3 этой же статьи указание на то, что акты, усиливающие ответственность за нарушение таможенных правил, обратной силы не имеют. Сравнительный же анализ ст. 122 ТК СССР и ст.247 ТК РФ, регулирующих вопросы о сроках наложения взысканий соответственно в Таможенном кодексе СССР и ТК РФ, свидетельствует о том, что ТК РФ, предусматривающий новый, более жесткий подход к установлению исходного момента для исчисления сроков наложения взыскания и более длительные сроки для возможного наложения взыскания, в данной своей части является актом, усиливающим ответственность за нарушение таможенных правил.

Что касается оценки документов, корректирующих в сторону смягчения либо полной отмены какой-либо меры регулирования, относящейся к экономической части Кодекса, то, как представляется, такого рода документы к актам, отменяющим ответственность за нарушение таможенных правил, не относятся. Однако их положения могут рассматриваться при определении меры взыскания (в зависимости от конкретной ситуации) как смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил.

Таможенный кодекс предусматривает смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые необходимо доказывать по делу в процессе производства и учитывать при принятии решений.

Перечень смягчающих обстоятельств дается в ст. 236 ТК РФ, отягчающих обстоятельств - в ст.237 ТК РФ.

Эти данные могут оказать существенное влияние на размер налагаемого за нарушение таможенных правил взыскания. При рассмотрении дела должностное лицо, установив обстоятельства, указанные в ст.236, 237 ТК РФ, отражает их в постановлении по делу.

Необходимо отметить, что если перечень смягчающих обстоятельств (ст.236 ТК РФ) является неограниченным (должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать в качестве смягчающего обстоятельство, не указанное в данной статье), то перечень отягчающих ответственность обстоятельств (ст.237 ТК РФ) является исчерпывающим. Однако должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать в качестве отягчающего обстоятельства совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельства, изложенные в названных статьях, носят объективный характер и должны быть подтверждены документально: справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.

Применение положений названных статей на практике затруднений не вызывает. Но некоторые положения ст.237 ТК РФ нуждаются в толковании:

- под "повторным в течение года совершением нарушения таможенных правил" (п.2 ст.237 ТК РФ) следует понимать новое нарушение таможенных правил, совершенное в течение года после принятия решения о наложении взыскания за таможенное правонарушение. Совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за нарушение таможенных правил, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства, если наказуемость первоначального деяния устранена законом;

- при применении положений п.3 ст.237 ТК РФ ("совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации") следует учитывать, что совершение лицом контрабанды или иного преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность за нарушение таможенных правил, если в отношении такого рода преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, снята или погашена в установленном порядке судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо совершило в прошлом. Так же следует рассматривать и ситуации, когда за совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела лицо было освобождено от уголовной ответственности и наказания в порядке ст.43 Основ уголовного законодательства (исходя из положений п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 г. "О практике применения судами общих начал назначения наказания").

Таможенным кодексом введен новый принцип наложения взысканий при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушение таможенных правил по двум и более статьям ТК РФ, должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, налагает взыскание по каждой статье в отдельности в пределах санкций с последующим их сложением. При этом менее строгое наказание не поглощается более строгим.

При определении меры взыскания за совершенное нарушение таможенных правил возможно назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонарушение (ст.239 ТК РФ).

Решая вопрос о наложении взыскания, должностное лицо, рассматривающее дело, обязано учитывать обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность виновного, и, исходя из этого, может наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК РФ за совершенное правонарушение. Кроме того, по тем же основаниям может не назначить дополнительного взыскания, предусмотренного санкцией вменяемой лицу статьи. Например, если санкция ст.261 ТК РФ предусматривает штраф, низший предел которого - десятикратный размер минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа при решении вопроса о размере налагаемого взыскания может наложить штраф ниже десятикратного размера (в любых пределах), но не вправе перейти к более мягкому виду взыскания - предупреждению.

Закон обязывает должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил и принимающее решение в соответствии со ст.239 ТК РФ, указывать в описательно-мотивировочной части постановления о нарушении таможенных правил мотивы наложения взыскания ниже низшего предела либо неназначения дополнительного взыскания.

Таможенный кодекс предусматривает возможность освобождения от ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности совершенного нарушения.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос: что понимать под малозначительностью? Идет ли речь о чисто материальном выражении последствий совершенного правонарушения или при определении малозначительности возможна оценка через нематериальные категории? При определении малозначительности необходимо учитывать как материальные последствия, так и последствия другого (нематериального) характера.

Как правило, к разряду правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, могут быть отнесены технологические упущения (как сопровождающие перемещение товаров и транспортных средств, так и носящие иной характер), за совершение которых закон предусматривает взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В то же время, если непосредственным объектом неправомерного действия либо бездействия являлись сами товары и транспортные средства либо таможенные платежи, взимаемые таможенными органами Российской Федерации, такого рода правонарушения к числу малозначительных могут быть отнесены лишь в случаях, когда материальное выражение стоимости непосредственных объектов нарушения таможенных правил либо таможенных платежей позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной.

При принятии решения об освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу.

На практике применение санкции вызывает затруднения, т.к., с одной стороны, санкция сформулирована очень сложно, а с другой -конфискация транспортных средств, на которых перевозились помимо таможенного контроля товары, предусмотрена лишь в одном из четырех вариантов возможной санкции. Однако, исходя из того, что при перемещении помимо таможенного контроля нарушается один из основных принципов перемещения не только товаров, но и транспортных средств, закрепленный в ст.27 ТК РФ, можно сделать вывод, что по ситуации, оговоренной в ст.276 ТК РФ, непосредственными объектами нарушения таможенных правил выступают не только перемещаемые помимо таможенного контроля товары, но и транспортные средства, на которых перемещаются такие товары. Следовательно, все четыре варианта санкции ст.276 ТК РФ фактически в качестве непосредственного объекта нарушения таможенных правил включают и транспортные средства, на которых перевозились товары.

После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми правоведами был высказан тезис о якобы имеющем место несоответствии Основному закону России правоприменительной практики таможенных органов в части наложения взыскания в виде конфискации, так как согласно п.3 ст.35 Конституции РФ "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

Представляется, что закрепленное в Таможенном кодексе право таможенных органов рассматривать дела о нарушениях таможенных правил с наложением взыскания в виде конфискации не противоречит закону.

Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ, как указано в его преамбуле, направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Пункт 3 ст.55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, принимаемые таможенными органами решения о наложении взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г. (ст.235, 243), а также положениям ст.4 Федерального закона РФ о введении в действие части первой ГК РФ.

В этом контексте представляется безусловным, что при применении мер взыскания за нарушения таможенных правил следует по-прежнему руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Наконец, к общим положениям, регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

Соблюдение требований законодательства обеспечивается:

-систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц;

-прокурорским надзором;

-судебным надзором;

-правом обжалования постановлений таможенных органов, а также действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.

4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии со статьями 224, 225 и 226 Таможенного кодекса РФ и с пунктом бет. 13 Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из данного определения следует, что оперативно-розыскной деятельностью может заниматься только узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности "от 12 августа 1995 года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" является основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.

Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 224, 225, 226 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре центрального аппарата ГТК РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ГТК РФ.

Другие подразделения ГТК РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.

Принципами оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.

Ст.3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" называет следующие принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов вытекают из общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать следующим образом:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

Оперативно-розыскные подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных органов.

Указанные задачи оперативно-розыскные подразделения решают на основе всесторонней оценки оперативной обстановки.

Оперативная обстановка - это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения или оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает в себя: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств, специфику решаемых оперативных задач и т.д.

К основным элементам оперативной обстановки относятся: преступная деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности, деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов; среда, в которой она осуществляется.

Знание всех элементов оперативной обстановки, характера их внутренних и внешних взаимосвязей, влияние каждого из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность оперативных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки.

Заключение.

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому, основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ГТК РФ и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

В советский период нашей истории объективно сложилось так, что ведущая роль в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами посягательств на государственные экономические интересы перешла к органам госбезопасности и пограничным войскам. В течении десятилетий ни у кого не вызывало сомнений, что борьба с контрабандой и с нарушением правил о валютных операциях относится к числу пререгатив органов контрразведки.

Ведя борьбу с этими видами преступлений, органы госбезопасности одновременно выявляли и пресекали факты использования иностранными разведками в своих целях контрабандистов и валютчиков, а также перехватывали нелегальные каналы осуществления ими разведывательно-подрывных операций. Примеров становления контрабандистов и валютчиков на путь измены Родине в форме шпионажа известно предостаточно.

Сотрудники подразделений таможенной службы, прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и ( при возникновении оперативной необходимости ) с сотрудниками местных органов госбезопасности. Место расположения подразделений таможенной службы, как правило, совпадало с дислокацией КПП погранвойск.

В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле сторон была определена четко.

С появлением органов Государственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

В связи с отсутствием нормативной базы, адекватно отражающей происшедшие изменения и четко определяющей роль и место каждой структуры в общей борьбе, в реальных условиях в основном состоявшегося и продолжающегося перераспределения функциональных обязанностей между ними, пока еще имеет место то и дело возникающие нежелательные осложнения, обусловленные как проявлениями ностальгии по отжившей прежней практике, так и необоснованными попытками принижения роли в общем деле какого-либо ведомства.

Разработка методики противодействия, адекватной таможенной специфики, возможно, комбинированной, а в конечном счете - своей специфической - вот еще одна проблема. Словом, если речь идет о практических шагах по организации координации и противодействия с таможенными органами в деле борьбы с контрабандой и другими видами посягательств на экономические интересы страны, желательно помнить, что процесс профессионального становления специальных подразделений ГТК идет не равномерно в Центре и на местах, что это требует времени и терпения.

Отсутствие взаимопонимания порой проистекает от, того что многими пока еще не усвоено, что таможенная служба стала вполне самостоятельной и мощной государственной правоохранительной структурой. С другой стороны, понятно, что настоящее уважение и признание к таможенным розыскникам приходит не сразу, а постепенно и с ростом их профессионализма.

В ближайшее время представляется необходимым:

1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных специалистов и служб Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и Налоговой инспекции.

2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.

3. В интересах ускоренного становления таможенных органов как правоохранительной структуры организовать интенсивную подготовку профессионалов оперативного розыска на собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.

4. В рамках плана НИР Российской таможенной академии активизировать разработку основ методологии оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, включая:

- теоретическое осмысление понятия, роли и места оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны;

- научное обоснование границ функциональности специальных подразделений таможенных органов и других правоохранительных структур и линий сопряжения между ними;

- определение путей становления и развития специальных служб таможенных органов на основе результатов анализа и обобщения оперативно-розыскной практики в Центре и на местах и изучения опыта подобной работы в родственных структурах.

Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия возможно лишь при условии соблюдения всеми заинтересованными службами и подразделениями принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению экономической безопасности, при строгом следовании логике здравомыслия и четкой ориентации на интересы общего дела, исключающей проявления ведомственной амбициозности и конъюктуризма.

Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.

Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и НТП.

Россия - мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда отсутствуют границы, идет нарушение таможенного законодательства. В связи с этим в работе большое внимание уделено вопросам правоохранительной функции таможни, механизмам борьбы с этими правонарушениями, а также вопросам взаимодействия в этой сфере с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями организациями и гражданами.

Таким образом в работе проанализированы наиболее важнейшие функции таможенных органов, новшества, которые появились в таможенном деле в связи с принятием нового таможенного кодекса, а также правоохранительный статус таможенных органов Российской Федерации.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.

Закон РСФСР от 05.03.92 г. «О безопасности», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992г. № 15.

Закон РФ от 01.04.93 г. « О государственной границе Российской Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 17.

Федеральный закон от 03.04.95 г. « Об органах федеральной службы безопасности в РФ», Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 15.

Федеральный закон от 12.08.95 г. « Об оперативно-розыскной деятельности», Собрание законодательств РФ. 1995 г.

Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г. с. 5.

Указ Президента РФ « О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ», СЗА -М., 1993 г., с.16.

Приказ ГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. «Об организации отделов дознания в таможенных органах России».

Приказ ГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. « Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений таможенных органах».

Приказ ГТК РФ № 345 от 25.05.95 г. «Об утверждении типового положения об отделе таможенных расследований таможни Российской Федерации».

Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с.4.

Приказ ГТК РФ № 96 от 03.03.97 г. « Об утверждении типового положения об отделах собственной безопасности регионального таможенного управления и таможен».

Габригидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 1993 г. с. 96.

Габригидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г. с.313.

Габригидзе Б.Н. «Таможенные органы РФ». -М. «Государство и право». - 1995 г. № 3. С. 16-20.

Козыкин А.Ф., Самойленко П.И.. «Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел по фактам противоправного перемещения валютных ценностей через таможенную границу».Учебно-практическое пособие. Издательство ГТК России. -М. 1996 г.

Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». с. 45.





      ©2010