Что же такое математика Что же такое математика
Что же такое математика РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Что же такое математика


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАТЕМАТИКА?
На вопрос "Что же
такое математика?", как и на вопрос "Что же такое философия"
ответить однозначно и конкретно в прин­ципе не возможно. Эти две области
мировоззрения весьма об­ширны и постоянно богатеют все новыми и новыми идеями, так
что даже для того чтобы сделать только поверхностный обзор математики
потребуется очень много времени, поэтому этим я заниматься не буду, а рассмотрю
со своей точки зрения, опи­раясь на точку зрения Канта, только небольшой вопрос
касаю­щийся математики и может частично (далеко не полностью) по­пытаюсь
ответить, что же все таки такое математика.
Всякая математика по Канту
имеет приложение только к об­ласти явлений, а математика чистая т.е.
теоретическая, - только к априорно-созерцательным формам, будучи ими же по­рождена.
Кант отрицает, что математические построения отра­жают свойства объективной
реальности. Он прав, полагая, что собственно геометрическое пространство
реально вне нас не существует, а абсолютное пространство Ньютона не реально. У
Канта пространство и время тоже "абсолютны", но уже в том смысле, что
абсолютно не зависят ни от вещей в себе, ни от чувственной эмпирии. Однако
очень трудной задачи выяснения статуса математических абстракций и их отношения
к действи­тельности он разрешить не смог. Хотя исторически арифметика и
геометрия выросли из практического опыта древних, но исходными пунктами при
аксиоматическом построении математи­ческих дисциплин оказываются не индуктивные
обобщения и во многих случаях даже не идеализирующие абстракции от этих
обобщений, а так называемые чистые идеальные конструкты. Правда, в случае,
например, геометрии Евклида, в единствен­ности и абсолютной универсальности
которой у Канта в общем нет сомнений, ее аксиомы и постулаты в совокупности
представляют собой гносеологически еще более сложное образо­вание, будучи
совокупным результатом идеализируещего абстра­гирования и идеального, т.е.
чисто абстрактного, конструиро­вания. В последнем случае отражение объективной
реальности в теории происходит "окольным" путем приблизительной
интерпре­тации. Только физическая интерпретация, проверяемая затем в практике
научных экспериментов, в состоянии решить, какая из известных ныне
геометрических систем истинна, т.е. соот­ветствует свойствам реального
физического пространства. За­метим так же, что изображенная Кантом структура
математики, которая включает в себя не только чувственную интуицию и
синтезирующую конструкцию, но и аналитичность, как бы по частям возродилась в
интуиционистском, конструктивистском и чисто аналитическом направлениях
философии математики ХХ в. Но каждое из этих направлений односторонне.
Важный вопрос заключается
в том, можно ли считать, что от­крытие Лобачевским неевклидовых геометрий в
принципе подор­вало учение об априорности пространства, поскольку оно пока­зало,
что тезис об априорной общеобязательности геометрии Евклида как единственного
будто бы возможного для всякого субъекта способа восприятия чувственных
феноменов не имеет силы.
Лобачевский не отрицал
эмпирической предпочтительности ге­ометрии Евклида как геометрии обычного
восприятия и привыч­ного для нас макромира, и эту-то
"привилегированность" и закрепленную в филогенезе
"очевидность" евклидовского виде­ния пространства Кант как раз и
пытался объяснить посредством априоризма, так что неокантианец Э.Кассирер уви­дел
в открытии Лобачевского даже подтверждение кантианской позиции. Конечно
зависимость выбора между неевклидовыми гео­метриями от физических и предметных
интерпретаций наносит по априоризму "критического" Канта сильный
удар. Однако сам факт создания подобных геометрий не столько побуждает к его
модификациям: ведь метод идеальных конструктов в современной математике и
освобождение абстрактных геометрических постро­ений наших дней от остатков
былой "воззрительности" в первом приближении с априористской иллюзией
совместимы. Кант был знаком через Ламберта с допущениями математиков насчет воз­можности
неевклидовых постулатов и писал: "...возможно, что некоторые существа
способны созерцать те же предметы под другой формой, чем люди". Уже это
его допущение свидетельст­вует о том, что, кроме однозначного априоризма и
конвенциа­нолизма, идеализм в математике способен апеллировать и к иным
гносеологическим построениям. Однако тезис общей тео­рии, относительности, что
выбор той или иной геометрии есть физическая проблема, а также вывод из этой
теории, что при определенных условиях распределения масс во Вселенной ее
пространство имеет именно неевклидовую структуру, подрывают априоризм в самой
его основе.

      ©2010