Внешнеэкономические    связи России на примере Северо Западного и Дальневосточного регионов Внешнеэкономические    связи России на примере Северо Западного и Дальневосточного регионов
Внешнеэкономические    связи России на примере Северо Западного и Дальневосточного регионов РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Внешнеэкономические связи России на примере Северо Западного и Дальневосточного регионов


Международная академия бизнеса и банковского дела
Факультет управления и финансов
Реферат
          по курсу “Экономическая география”
          на тему “Внешнеэкономические связи Российской Федерации
на     примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов”
студента Темнохуда Федора Анатольевича
1 курса группы УФ72
специальность 604400
Финансы и кредит
 
Тольятти
1997
Оглавление
Оглавление...........................................................................................................................................
Введение............................................................................................................................................
Северо-западный
регион.....................................................................................................
Общее состояние по
региону......................................................................................................................................
Внешняя торговля..........................................................................................................................................................................
Перспективы
развития внешнеэкономических отношений.........................................................
Дальний Восток.............................................................................................................................
Общее состояние
региона...................................................................................................................................................
Внешняя торговля..........................................................................................................................................................................
Перспективы
развития внешнеэкономических отношений.........................................................
Заключение.........................................................................................................................................
Список использованной литературы...............................................................................
Введение
Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения
труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные
формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое
сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой
внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Именно на этой
форме я остановлюсь в своем реферате.
  
Важным фактором, влияющим как на содержание и формы
вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие еди­ного
рыночного пространства внутри страны, становится расширение непо­средственного
участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.
Провозглашение
Россией независимости и распад Союза ССР
существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов
Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на
перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои
потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет
завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего
зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним
межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные
операции.
На настоящий
момент, наиболее важными остаются экономические  связи России со странами запада и странами
Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании
внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
Северо-западный регион
Общее состояние по региону.
Северо-Западный
район (к нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская,
Вологодская, Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким
уровнем эконо­мического развития. В территориальном разделении общественно­го
труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим
районам и на экспорт современное технологиче­ское оборудование для различных
отраслей промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники,
морского су­достроения. Большое значение приобрели отрасли химической и лесной
промышленности, производство товаров народного потреб­ления. Район, например,
занимает одно из первых мест у нас по производству морских судов разного типа
(в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и
газо­вых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое
положение на нашем рынке и за рубежом.
Экономический
потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга,
его высококвалифицирован­ным рабочим классом, научным и техническим персоналом,
со­здающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает
возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов
научно-технического прогресса, подго­товки квалифицированных кадров для
народного хозяйства.[1]
Вместе с тем
затянувшийся финансово-эконо­мический кризис, хронический острый недостаток
отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумаж­ных предприятий и машиностроительных
заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их
конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к
предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному
хозяйству, другим отраслям.
Внешняя торговля
Северо-Западный
регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда
поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона -
высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование,
оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики,
грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной,
химической промышленности, в том числе аппатиты.
Северо-Западный
район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные
экспортно-импорт­ные функции на Балтийском море для всей России. Через
Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Бал­тийском бассейне — во
многие страны следует на экспорт продук­ция петербургских и других российских
предприятий. Здесь же пе­рерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно
работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург —
Роттердам.
Через
Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей,
Германией, Финляндией. Норвегией,
Следует учитывать,
что в последние годы лидирующие позиции в области российских внешнеэкономических
связей сохраняются (и даже упрочиваются) за странами ЕС - около 33-40 процентов
всего товарооборота, или, как подчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен,
выступая 17 июня 1997 года в Государственной Думе России, 40 процентов
российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою очередь Россия занимает
пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.
Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет
положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд.
экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[2]
Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты,
бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения,
пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках
незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники,
контейнеры, холодильники.
В российском импорте из стран ЕС основное место занимают
продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные
изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например,
насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной
связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.
Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются
достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года
составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При
этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160
млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло
в связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).
Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в
Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет
на две основные позиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится
свыше двух третей экспорта. Принципиально важное значение для российского
экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на
ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется
благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной
структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне
незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в
российском экспорте во многие страны Европы.
Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров.
Это  объясняется прежде всего
увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров.
Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой
номенклатуре.[3]
Близость Норвегии к Северо-Западной
России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные
предпосылки для развития сотрудничества в 
области  сельского хозяйства.  Предприятия АПК Северной Норвегии обладают
опытом,  который может быть весьма
полезен для Северо-Западной России
Перспективы развития внешнеэкономических отношений
В последние годы
обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть
достаточ­ные основания. Высокоразвитые в
промышленном отношении страны Запад­ной и Северной Европы для своего выхода на
качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потен­циально
емком рынке и как партнере в промышленной коопера­ции. Уже сейчас наиболее
дальновидные деловые люди из евро­пейских стран начинают осваивать российский рынок.
 В условиях быстро усложняющихся
мирохозяйственных связей, наиболее пер­спективные совместные проекты рождаются
и реализуются не в столицах государств, а на местах
при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.
Например,
возникла  идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего
промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через
Республику Карелия с Ар­хангельской областью, с Республикой Коми и Уралом.
После вво­да в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без
сомнения, обещает перерасти в ре­альный трансграничный проект. Этот проект —
плод усилий ру­ководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Респу­блики Карелия, городов Москвы и
Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга
Второй трансграничный проект — так называемый
"Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который
призван со­единить территории южной части
Балтийского региона через фин­ляндские порты Котка,
Ханко, Хельсинки, европейскую ав­томагистраль №18 и
дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными
российскими территориями че­рез Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И
этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на
экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в
направлении Восток-Запад. При этом республи­ка вкладывает собственные средства
в объекты таможенной инфрас­труктуры федерального
значения.
Только создание
этих двух трансграничных коридоров позво­лит создать по обе стороны границы
тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок
как минимум 20-30 млн.
тонн груза в год и заметно повлиять на повыше­ние конкурентоспособности
Балтийского региона в мировом мас­штабе и российского Северо-Запада — в Европе,
а Карелии — в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм.
Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен
уникальный по красоте природы и бо­гатству культуры российский Север, смогут
увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники
мирового значения.
В последнее время
правительство Карелии провело консульта­ции с руководителями многих субрегионов
Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии,
а также с прави­тельствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовы­годных
проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее
привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и
культурных обменах.[4]
Дальний Восток
Общее состояние региона
На территории
региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский
край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных
характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам,
условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север
(Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амур­ская.
Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более
благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории,
составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север,
напротив, отли­чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных
полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в
хозяйстве России. Промыш­ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных
ископаемых, значительно удале­ны друг от друга.
Существуют два
наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в  системе российских регионов. Прежде всего –
особые экономико-географическое положение региона. Для него
характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов
страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом
Восточной Сибирью.
Второй фактор –
мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых
регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике
страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова –
80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов –
более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль
Дальнего Востока в составе СССР.
Развитие районов
Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в
целях обеспечения обо­ронной безопасности государства, большинство районов
региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался
значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные
регионы в экономическом отноше­нии были в значительной степени оторваны от
стран АТР, от сво­их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично
развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу
ряда причин оказался в положении от­стающего.
Итак, не взирая на
громкое название – “форпост социализма на Берегах Тихого океана” Дальний Восток
в составе СССР играл роль сырьевого придатка и средства решения
военно-политических задач. Несмотря на декларированную закономерность
социалистического способа производства – «подтягивание отстающих
территориальных звеньев», в советский период этот регион посоянно отставал  по уровню экономического роста от своих  соседей – Западной и Восточной Сибири  
Сейчас ситуация на
Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-эпергетическсом комплексе
сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали
энергетикам более 180 Млрд. руб., что приводит к остановке большинства
производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуж­дены даже
крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между
районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы.
Так, нефтепро­дукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах
Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива,
оплаченного Камчаткой. Подобные исто­рии в регионе не редкость. Так, уголь на
Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует
Хабаровский Край.
Среди традиционных
отраслей специализации- рыбная промышленность. Дальний Восток с его 5%
российского населения производит более 50% рыбной продукции страны.
Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до 75% общего улова рыбы
и морепродуктов, они владеют 90% основных производственных фондов отрасли.
Однако состояние флота таково, что 64% добывающих, 95% перерабатывающих и 56%
транспорт­ных судов должны быть уже списаны. Отрасль близка к катастрофе.
Внешняя торговля
Удельный вес
Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял 4,4% , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к
экспорту круглого леса (40%), рыбы (26%), рыбных консервов (22%), цемента (более
10%). Сейчас Дальний Восток  вывозит на
внешний рынок только 4,6% своей промышленной продукции, тогда как в целом по
России этот показатель составляет 7,2%.
Итоги
внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах Дальнего Востока
подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому
способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного
экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной,
нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объем дальневосточного
экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент
больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте
устойчиво занимает Приморский край (268.4 млн.долл., рост на 20%), второе -
Хабаровский край (220.7 млн.долл.рост на 25%).[5]
В настоящее время
основным внешнеэкономическим партне­ром на Дальнем Востоке является Япо­ния. С
этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по
освоению в этом регионе лесных ре­сурсов, развитию лесоперерабатывающих
производств, производ­ству целлюлозы и бумаги, развитию угольной
промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.
Благодаря этим и
другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих
природных ресурсов, удалось со­здать новые экспортные базы в этом удаленном от
основных раз­витых районов и центров регионе, усилить его транспортную осна­щенность.
При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной
Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино
соору­жены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейне­ров. В
погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу,
якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки
шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из
таких японских фирм "Содэко" в соот­ветствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе
Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки неко­торых разведанных
месторождений этой фирмой в настоящее вре­мя
прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и
всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона.
Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в
Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано
совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном
капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского
золоторудного месторождения, несом­ненно, примут
участие японские фирмы.
По многим
направлениям ширятся внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока с Китаем.
Интенсивно растет пригранич­ная торговля, совершаются сделки и соглашения с
китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, на­пример, в
товарообороте Приморского края доля КНР состав­ляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100
млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит
в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен
получает товары народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение
между властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и
воспроизводстве рыб­ных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее
время в Китае проявляется известный интерес к российским месторожде­ниям
железной руды. Это объясняется не только тем, что россий­ская руда по качеству
вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности
черной металлургии не мо­гут быть удовлетворены в результате собственной
добычи. Поэто­му весьма вероятно участие китайского капитала в разработке мес­торождений
железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к
китайским центрам производства чугу­на и стали ближе, чем месторождения сырья в
Бразилии и даже в Индии.
Сейчас
внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов
России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важ­нейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию
региона в целом. За счет внешнеэкономической деятель­ности удается в
значительной степени компенсировать отрица­тельные последствия отдаленности от
основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,
рас­ширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и
бесперебойно снабжать население продуктами пита­ния.
Перспективы развития внешнеэкономических отношений
ПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической
политики России на ближайшую перспективу важное внимание следует уделять раз­витию
торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Россия, большая часть террито­рии которой обращена к Азии, с большой
заинтересованностью отмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский
регион ' становится одним из важных мировых центров
роста, междуна­родным торговым и финансовым центром.
 ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона
определяется ря­дом факторов:
1. Становление АТР
в качестве наиболее динамично разви­вающегося центра роста мировой экономики
обуславливает необ­ходимость расширения российского присутствия в этом регионе.
2. Сложившаяся
исторически ориентация российской эконо­мики на Запад, с которой связывают
возможности получения кредитов, опыта управления, новых технологий и
оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь не исключает
возможностей экономической активизации России на восточном направлении.
В АТР мы имеем
дело с начальной фазой интеграционных процессов государств, находящихся на
разных этапах экономиче­ского развития, что создает в известном смысле более
благопри­ятные условия для интеграции России в экономику региона. К тому же
продуманная стратегия внешнеэкономической деятель­ности на Востоке могла бы
позволить России получить опреде­ленные
преимущества в отношениях с Западом.
3. Расширение
взаимовыгодного экономического сотрудни­чества со странами АТР могло бы
способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов
России, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Даль­нем
Востоке. В этом плане взвешенные общегосударственные ориентиры призвана
наметить разрабатываемая в настоящее вре­мя Федеральная программа долгосрочного
развития Дальнего Востока с учетом необходимости закрепления населения, струк­турной
перестройки экономики и вовлечения региона в мировое хозяйство, в том числе
через расширение сотрудничества со стра­нами АТР.
4. Экономическое
сотрудничество со странами АТР открывает возможности для облагораживания
структуры российского экс­порта. Структурная перестройка промышленности
большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и
совершенствование систем связи и транспорта,
осуществление крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса
на машины, оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные.
Улучшение экономической ситуации в боль­шинстве стран АТР вызвало рост
внутреннего потребления, а следовательно, расширение потенциальных рынков для
россий­ских товаров.
5. Наблюдающиеся в
регионе в последние годы процессы ли­берализации торговли, не говоря уже о
реализации принятых деклараций и соглашений, создают более благоприятные
условия для российских экспортеров машинотехнической
продукции, проката, химических товаров, нефтепродуктов. Растущий интерес
странами региона проявляется и к закупкам российской военно-технической
продукции.
6. Расширение
участия России в перспективных многосторон­них экономических проектах в регионе
может позволить более успешно решать и проблемы национальной экономики.
7. Прямые
торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной степени повысить эффективность
россий­ского импорта. Качество азиатских товаров
вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению
с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиат­ские страны обладают собственными или адаптированными
за­падными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии
могли бы быть с успехом использованы в России.
НАИБОЛЕЕ
перспективным российским регионом в деле разви­тия сотрудничества со странами
АТР является огромный по пло­щади, богатый ресурсами Дальний Восток, который
является гео­графическим продолжением динамично развивающегося "тихо­океанского
кольца", естественным выходом России в АТР.[6]
Дальнейшее
развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию
эффективной, высокотех­нологичной и мобильной экономики, в первую очередь на
россий­ском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ террито­риального и
мирового разделения труда. В настоящее время в
российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют
топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и
оборудования в последние годы прихо­дилось менее 10 процентов. Та же тенденция
в развитии и ис­пользовании экспортного потенциала присуща и регионам Даль­него
Востока.
Необходимо
отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют
заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области
разработок топливно-энер­гетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ
инвесто­ров к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной
основе тем из них, которые ввозят капитал и тех­нологию не только для
расширения мощностей добывающих от­раслей, но и для глубокой комплексной
переработки.
Проекты
международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от
масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:
наиболее крупные
межрегиональные и межотраслевые про­екты, такие, как проект освоения
Сахалинского шельфа, строи­тельство автодорожного моста через Амур, возле г.
Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";
крупномасштабные
инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных
зарубежных инве­стиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и
получении кредитов от международных финансовых организа­ций:
инвестиционные
проекты регионального значения, требую­щие
поддержки со стороны местных администраций.
Так, например,
освоение Сахалинского шельфа является наи­более крупным проектом
межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию
новых месторожде­ний предполагается довести к 2005
году объем добычи нефти до 20 млн.т, газа — до 18,9 млрд.куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием
нефтегазодобычи, но и предполагает ши­рокий
комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что
потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов
и т.д. не только за­рубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных,
фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность со­трудничества с
Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией
машиностроения, что позволит ожи­вить машиностроительную базу края, находящуюся
в крити­ческом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.
Для преодоления
упомянутых выше негативных явлений и проблем на
среднесрочную перспективу необходимо решение сле­дующих основных задач:
принятие мер к
стабилизации, а в дальнейшем — к расши­рению экспорта традиционных товаров;
привлечение
необходимых иностранных кредитных ресур­сов в целях
решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных
проектов инвестиционного сотрудничества;
диверсификация
экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных
производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;
развитие
рыночных принципов осуществления хозяйствен­ных взаимоотношений во
внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных
производителей, содей­ствие переходу к экономике открытого типа, постепенное и
обос­нованное сближение структуры внутренних и мировых цен, под­держка экспорта и расширение рынков сбыта российской
продук­ции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;
повышение
степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой
степени переработки при усло­вии совершенствования ее технологии.
В числе возможных
приоритетных направлений сотрудни­чества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную,
судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана
и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании тран­спортных средств нового типа, электроэнергетику,
электронику, военно-техническое сотрудничество.
Интеграция России в систему экономических отношений с АТР
потребует известного времени и решения многих политиче­ских
и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с
другими государствами норм и правил, при­нятых в
мировом сообществе, адаптации внутреннего законода­тельства, регулирующего
внешнеэкономическую деятельность, и требованиям
многосторонних договоров и соглашений.
Заключение
В условиях перехода к открытой экономике полномочия
регионов во внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас
внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых,
отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития
внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих
полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами,
нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру,
повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение
конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной
политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру
и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли
топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения а следовательно
возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания
тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и
нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства
иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и
технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство,
где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во
внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов,
определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от
экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это
является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит,
развития экономики страны в целом. 
Тем не менее, не
смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами
растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а
так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
Список использованной литературы
1. И.Бусыгина
Российский Дальний Восток. // Мировая экономика
и международные отношения.-1995.-№5.
2. В.Шлямин Заботы
российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1996.-№3
3. Расположение
производительных сил. -М.: «Экономика» 1994
4. С. А. Ситарян.
Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.
5. О. Давыдов. Емкий
российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№4
6. А. Грандберг.
Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 1997 №7
[1] Расположение
производительных сил. -М. -1994 -«Экономика»
[2]
Международная  жизнь №8 1997
[3]
Международная  жизнь №4 1997
[4]
Международная  жизнь №3 1996
[5]
Мировая экономика и международные отношения №7 1995
[6] Проблемы
прогнозирования №6 1996
Какие внешнеэкономические связи осуществляются районами запада россии какие внешнеэ. У нас развито производство нефтепродуктов и продукции химической промышленности. Внешнеэкономические связи и их роли в развитии экономики на примере Хаб края. Через какую границу приморского края поставляются пиломатериалы в Японию. Какие внешнеполитические связи осуществляются районами западной сибири. Какие внешнеэкономические связи осуществляются районами запада России. Внешнеэкономические связи в приграничных регионов на примере Мурманск. Внешнеэкономическая деятельность региона на примере Приморского края. Внешнеэкономические связи осуществляются районами запада россии. Россия Сельское хозяйство Транспорт и внешнеэкономические связи. Реферат экономика северо запада проблемы и перспективы развития. Внешнеэкономические связи осуществляемые районами запада России. Северо западный и дальневосточный округ сравнение реферат. Реферат на тему экономические регионы западной россии. Внешнеэкономическая безопасность на российском рынке.

      ©2010