Менеджмент Менеджмент
Менеджмент РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Менеджмент


СОДЕРЖАНИЕ:
Глава
1. Управление и работа менеджера                                                                  2
Глава 2. Развитие
менеджмента.                                                                                     2
Глава 3. Среда и
эффективность. Сущность организационной среды. 4
Глава 4. Управление целями
организации и планирование.                       5
Глава 5. Принятие
управленческих решений.                                                        6
Глава 6. Средства принятия
решений.                                                                         9
Глава 7. Базовые элементы
организации.                                                              10
Глава 8. Управление
проектированием организации.                                    12
Тесты:                                                                                                                                             14
Литература:                                                                                                                                 16
Глава 1. Управление и работа менеджера
Вопрос 1. Какие основные виды деятельности включает в себя процесс
управления? Как они зависят один от другого?
Управление организацией
может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа
взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации
для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
Содержание и набор действий
и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации
(деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от
размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание
услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление
среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации
(производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов. Однако,
не смотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916г. А.
Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в
общем-то однородных видов деятельности. Роль управления в организации была
определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить,
координировать и контролировать. В настоящий момент этот перечень может быть
дополнен и выглядеть в виде следующей логической цепочки действий:
·
установление
целей                    — определение
будущего состояния организации;
·
формирование
стратегии           — определение способов
достижения цели
·
планирование
работы                — определение задач
конкретным исполнителям;
·
проектирование
работы             — определение рабочих
функций исполнителей;
·
мотивирование
деятельности    — целенаправленное
воздействие на работника;
·
координация
работ                     — согласование
усилий исполнителей;
·
учет
и оценка работы                  —
измерение результатов работы и их анализ;
·
контроль
хода работы                 —
сопоставление результатов с целями;
·
обратная
связь                             —
корректировка целей.
Глава 2. Развитие менеджмента.
Вопрос 1. Кратко охарактеризуйте классический, поведенческий и
количественный подходы в менеджменте.
К концу XIX - началу XX в.
появились первые рабо­ты, в которых была сделана попытка научного обобщения
накопленного опыта и формирования основ науки ме­неджмента. Это было ответом на
потребности промыш­ленного развития, которое все больше приобретало такие
специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на
рынки большой емкос­ти и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций
и акционерных обществ. Предприятия-ги­ганты испытывали острую необходимость в
рациона­льной организации производства и труда, в четкой и вза­имосвязанной
работе всех подразделений и служб, ме­неджеров и исполнителей в соответствии с
научно обо­снованными принципами, нормами и стандартами.
Основателем школы научного
менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей
повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью
повышения производи­тельности и эффективности. Изучая способы выполне­ния работ
и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулиро­вал четыре принципа управления
индивидуальным тру­дом рабочих:
·
научный
подход к выполнению каждого элемента работы;
·
научный
подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
·
кооперация
с рабочими;
·
разделение
ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.
Другой известный специалист
в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание рабо­ты
управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или
функции: планирование, организация, руководство, координацию и кон­троль. Им
были сформулированы принципы менеджмен­та, которыми предлагалось
руководствоваться при реш­ении управленческих задач и выполнении функций ме­неджмента.
Файоль считается основате­лем так называемой
классической административной школы управления.
Рис. 1. Эволюция
управленческой мысли в XX в.
В 50-е годы нашего столетия
ис­следования проводились параллельно по пяти направле­ниям: классическому,
человеческих отношений, поведен­ческих наук, количественному и системному
подходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым по­требностям
послевоенной экономики, в которой под вли­янием научно-технической революции
начали активно формироваться рыночно-предпринимательские струк­туры. Развитие
производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному
ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориенти­ровались не на
массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп
населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших вза­имосвязей и
зависимостей, конкуренции и соперничест­ва, а также с менеджментом, который был
полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были
новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют
быс­тро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах
к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные
корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более
ожесточенной и разорительной. Им требовались методы, которые, с одной стороны,
по­зволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально
использовать задействованные в компа­ниях ресурсы), с другой - помогали бы
сохранять слож­ные организационные отношения между всеми состав­ными частями
организаций.
В известной мере этим
потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые углубили понимание сложных
управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять
количе­ственные методы при принятии решений и сложных си­туациях. На основе
исследования операций и математичес­ких моделей стали решаться сложнейшие
задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслу­живания и
многие др. Разработки в области системного подхода существенно увеличили
возможности управлен­ческого контроля за всеми переменными организации.
Концепция управления с
позиций науки о поведении — это
современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо —
повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее че­ловеческих
ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия,
мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры,
коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества
трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать
помощь работнику в создании своих собственных воз­можностей на основе
применения положений поведенческих наук к постро­ению и управлению
организациями.
Таким образом, эти и другие
многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии
отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.
Глава
3. Среда и эффективность. Сущность организационной среды.
Вопрос 2. Что такое среда прямого влияния? Ее основные составляющие?
Не существует ни одной
организации, которая бы ни имела внешнего окружения и ни находилась бы с ним во
взаимодействии. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней
среды исходных ресурсов для обеспечения своей жизне­деятельности. При этом
каждая организация должна отдавать свой продукт во внешнюю среду в качестве
компенсации за это. Как только рвутся связи с внешней средой, организация
погибает. В последнее время в связи с усилением конкуренции, а также резким
ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей
мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением и
развивать свои способ­ности адаптации к изменениям внешней среды.
Ключевую роль в выработке и
проведении политики взаимо­действия организации с окружением играет управление
орга­низацией, особенно его высшее звено. Вопросы долгосрочной стратегии
взаимодействия организации со средой становятся основой построения всех
процессов управления организацией.
Внешнее окружение
организации, состояние взаимодействия с которым определяется в конечном счете
преимущественно каче­ством управления организацией, можно представить в виде
двух сфер. Первая сфера — это общее
окружение организации, которое отражает состояние общества, его экономики,
природной среды и не связано непосредственно с данной организацией. Общее
внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего
большинства организаций. Вторая сфера — это так называемое непосредственное деловое окружение (среда прямого влияния)
организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосред­ственно
связаны или же непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной
организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может
непосред­ственно влиять на этих субъектов.
Непосредственное деловое окружение организации создают:
·
потребители;
·
поставщики;
·
конкуренты;
·
деловые
партнеры;
·
регулирующие
службы и организации, такие, как административные органы, общественные
объединения и ассоциации, профсоюзы.
Управляя процессами
взаимодействия организации с окружа­ющей средой, менеджмент сталкивается с
рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружаю­щей
среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом,
является снижение неопределенности в окружении путем развития адаптивности организации к внешней среде
и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично
вписываться в окружающую среду.
Глава 4. Управление целями организации и планирование.
Вопрос 1. Опишите природу целей организации.
Цели организации — это цели,
общие для всех ее членов. Так, цели компании — это не только защита интересов
ее руководителей или владельцев. Ее цель—служить всем участникам процесса путем
увеличения их возможностей в достижении своих целей все более и более
эффективно. С другой стороны, цели успешных компаний обычно солидаризируются с
целями, которые имеют значение для общества. Максимизация прибыли считается
главной целью производственной организации. Достижение этой цели означает, что
компания получает максимум от рынка, а это, в свою очередь, позволяет компании
больше платить своим работникам, требуя от них взамен соответствующей отдачи.
Цели организации имеют множественный характер, ранжируются и устанавливаются в
зависимости от текущей ситуации и условий, в которых организация функционирует.
Наличие целей является очень
важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий,
сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели
выполняют ряд полезных и практических функций,
помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация
и почему люди в ней поступают так, а не иначе.
Функции целей
Цели оправдывают существование, законность организации как для
работающих в ней людей, так и для общества. Через цели люди определяют,
подходит ли им организация или нет. Уход работников с обанкротившегося
предприятия ликвидирует это предприятие. Цели нередко помогают предприятию
избежать закрытия или ликвидации в условиях быстро меняющейся конъюнктуры
общественного мнения (например, экологически вредные предприятия).
Цели не только привлекают
людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение.
Цели являются главным мотиватором направляют пове­дение
людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход пред­приятия на лидирующие
позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и
моральные потребности (гордость за организацию) работников.
Цели уменьшают неопределенность, разъясняя людям, что организация
преследует в своей деятельности. Ставя цель — обойти конкурентов, организация
устраняет неопределенность в своей организационной миссии, а ее члены получают
четкое представление о том, за какие действия они будут вознаграждены.
Цели помогают организации
познавать и приспосабливаться к
окружающей действительности. По целям можно ориен­тироваться в движении,
сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям,
Различают три типа организационных
целей:
·
официальные;
·
оперативные;
·
операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации, как это описывается в уставе
или положении об организации, а также заявляется публично руководителем. Как
правило, они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах.
Они оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю
направленность и выполняют важную защитную функцию, создают организации
благоприятный имидж. Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле
занимается организация.
Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на
самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных
целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность, они важны для членов
организации и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является
план работы организации.
Операционные цели еще более специфичны и более измеряемы, чем оперативные. Они
направляют поведение и по ним дают оценку работе. Они разрабатываются до
деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных
заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.
Требования к целям
Цели становятся инструментом управления, когда они: 1)
определены или сформулированы, 2) известны работникам и 3) приняты ими к
исполнению. Формулирование целей — процесс очень сложный. Качество цели
определяет судьбу организации, ее успех или неудачу. Поэтому к этому процессу
предъявляются определенные требования.
Важной характеристикой цели
является ее достижимость и реалистичность. Недостижимые,
нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо
делать для их достижения. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией.
Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмыс­ленно
сформулированы.
Цель должна быть измеряема. Чтобы управлять, нужно уметь
измерять. Неизмеряемость цели не дает возможности исполнителю определить
степень прогресса в ее достижении.
Цель должна иметь сроки исполнения. Цель без срока будет
все время возвращать исполнителя к начальной точке действий.
Цель должна мотивировать действия исполнителя в
правильном направлении.
Цель должна быть формулируема и формализуема. Это усиливает ее воздействие и повышает обязательство
по отношению к ней. Устная установка целей не оставляет следов и легко
забывается. Записанная документально и исчисляемая цель позволяет более точно
ориентироваться на ее исполнении и результативности.
Цели индивидов, групп и
организации в целом должны быть совместимы.
Это помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость
цели ведет к ее невыпол­нению, волоките, возмущению. По этой причине
формулирование цели может потребовать значительных усилий по согласованию,
переговорам и убеждению сторон.
Эффективные цели должны быть
возможными для проверки и корректировки. Этого требуют постоянно
меняющиеся внешние факторы и обстоятельства.
Цели необходимо связывать с системой вознаграждения. Они должны быть
ценимы. Знание того, что цель будет стоить для работника, помогает поддерживать
ее эффективность.
Когда что-то не ладится в организации, первое — проверьте, а правильно
ли сформулированы цели.
Глава 5. Принятие управленческих решений.
Вопрос 1. Опишите сущность процесса принятия решений.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или
альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим
желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много
разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтер­нативы и решения —
как выбор альтернативы. Данный процесс также лежит в основе планирования деятельности организации.
План — это набор решений по размещению ресурсов и направ­лению их использования
для достижения организационных целей.
Отличительными чертами
принятия решений в организации являются следующие: сознательная и
целенаправленная деятель­ность, осуществляемая человеком; поведение, основанное
на фактах и ценностных ориентациях; процесс взаимодействия членов организации;
выбор альтернатив в рамках социального и политиче­ского состояния
организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть
ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций
управления.
Существует много подходов к
выделению различных этапов и стадий процессов принятия решения. Многое здесь
зависит от критерия, выбранного для такого деления. Большинство различий
возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением
решения.
Один из подходов
рассматривает весь процесс принятия решения в организации как функцию проблемы, альтернатив выполнения решения
(рис. 2).
Рис.
2.
Если исходить
из того, что решение — это организационная реакция на возникшую проблему, то
этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в
организации проблемы.
Один из
примеров схемы процесса принятия решения:
СТАДИЯ I.
·
восприятие
и признание проблемы;
·
интерпретация
и формулирование проблемы;
·
определение
критериев успешного решения.
СТАДИЯ II.
·
разработка
альтернатив;
·
оценка
альтернатив;
·
выбор
альтернативы.
СТАДИЯ III.
·
организация
выполнения решения;
·
анализ
и контроль выполнения решения;
·
обратная
связь и корректировка.
Первая стадия
рассматриваемого процесса состоит в признании
необходимости решения. Признание или непризнание проблемы во многом зависит
от уровня ее восприятия.
Признание
проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не
существует для того, кто принимает решения, то принятие решения не состоится. Раз
проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе — это интерпретация и формулирование проблемы.
Интерпретация
проблемы — это придание значения и опреде­ление той проблемы, которая признана.
Определение
проблемы — это ответ на вопросы: что дейст­вительно происходит в организации?
Каковы причины происходя­щего? Что за всем этим стоит? Определение и
последующее формулирование проблемы поз­воляют менеджеру ранжировать ее в ряду
других проблем.
Этап определения критериев успешного решения предшест­вует поиску
альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Сюда
включаются вопросы, связанные с отношением к целям, с методами выработки
решения и со снижением эмоциональной напряженности на начальных этапах процесса
принятия решения.
Этап выработки решения состоит из этапов
разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы,
ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или
возможных направлений действий для решения проблемы.
На этапе
разработки альтернатив довольно часто применяются следующие шаги их поиска:
1.
Мотивация
в поиске. Формула: результат — это мотивация, помноженная на способность,
убедительно свидетельствует в поль­зу этого шага.
2.
Предоставление
большего количества информации, позво­ляющее всесторонне и глубоко познать
проблему.
3.
Свободное
обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы.
4.
Дать
новому созреть. Появление нового — это функция высвобожденного времени и
освобожденного мышления.
5.
Создать
условия для озарения. Это достигается временным отвлечением от проблемы.
6.
Опробование
идеи другими в смысле ее соответствия установленным критериям.
Все
предложенные (творчески или как-то по-другому) альтер­нативы на следующем этапе
должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей
из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон
рассматриваемой альтернативы и достижение между ними некоего уровня
компромисса, через который и будет измеряться данная альтернатива при сравнении
с каким-то ранее установленным стандартом.
При этом
используются как количественные, так и качест­венные или неосязаемые
измерители. Последние в основном лежат в области отношений между различными
силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситу­ация,
отношение к риску и т. п.).
Третья,
последняя, стадия в процессе принятия решений — выполнение решения — состоит из организации выполнения решения,
анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи.
Организация выполнения решения как этап предусматривает
координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление
избежать потенциальных конфликтов, сделать людей заинтересованными и
мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом
использовать их способности.
Следующий этап
это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения
решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и
успеха в действиях по выполнению решения. Другими словами, должна
осуществляться функция контроля —
установление стан­дартов и показателей измерения результата в отношении этих
стандартов.
Полученная в
ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки
действий. Отслеживание и обрат­ная связь
занимают в работе менеджера много времени. Так, лучшей системой обратной связи,
по мнению П. Дракера, является та, которая позволяет менеджеру «идти и видеть».
Информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или
данные из «вторых» рук.
И в заключение
необходимо отметить важность интуиции в принятии решения. Интуиция включает предчувствие, вообра­жение, проницательность или
мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и
последующем принятии решения. Интуиция может быть или не быть резуль­татом
творчества, которое больше является процессом, происхо­дящим между двумя
лицами: начальником и подчиненным. Творчество
можно определить как прикладное воображение.
Глава 6. Средства принятия решений.
Вопрос 3. Кратко опишите, как может менеджер использовать анализ
безубыточности.
Каждая фирма, начиная
процесс производства или при­нимая решение о его расширении, должна быть
уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Для по­лучения
прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и
переменных издержек фирмы. Чтобы определить, при каком объеме продаж окупятся
валовые затраты фирмы, необходимо рассчитать точку безубыточности (выручку и
объем продаж, обеспечивающие покрытие всех за­трат фирмы и нулевую прибыль).
Для расчета объема выручки,
покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать
такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволит определить,
сколько средств зарабатывает фирма, про­изводя и реализуя свою продукцию, с тем
чтобы окупить по­стоянные издержки и получить прибыль.
Нахождение точки
безубыточности имеет важное прак­тическое значение. Начиная производство,
всегда необходимо знать, какого объема продаж следует достичь, с тем чтобы
окупить вложенные средства. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в
значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности
потребителей, эластично­сти спроса, производитель должен быть уверен, что его
затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий
окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к
примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала
производства и осуще­ствления инвестиций.
Если выручка предприятия
больше той, которая соответ­ствует точке безубыточности, значит, оно работает с
прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между факти­ческой
выручкой и выручкой, соответствующей точке безубы­точности. Сравнивая эти два
значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижения
выручки без опа­сения оказаться в убытке.
Производственный рычаг
показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на изменение ее
прибыли. Чем выше эффект производственного рычага, тем более рис­кованным с
точки зрения изменчивости прибыли является по­ложение фирмы.
При принятии решений об
ассортименте выпускаемой продукции целесообразно использовать метод калькуляции
по величине покрытия. Калькуляция полной себестоимости не мо­жет служить
основой для принятия решений, поскольку тре­буется обязательное распределение
постоянных затрат между отдельными товарами, а результаты такого распределения
во многом зависят от выбранного принципа.
Если производственные мощности
фирмы ограниченны и для обновления ассортимента приходится отказываться от уже
производимых фирмой товаров, то в первую очередь стоит снимать с производства
товар, имеющий наименьшую среднюю величину покрытия.
Глава 7. Базовые элементы организации.
Вопрос 3. Как распределяются права и ответственность внутри организации?
Политика мотивации в
условиях развития коллективных форм собствен­ности (акционерных и партнерских
компаний, кооперативов) и привлечения работников к управлению нацелена на
расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих
целей. Это непосредственно по­буждает персонал к развитию потенциальных
способностей, более интенсив­ному и продуктивному труду, творческому отношению
к труду.
Требования творческого
подхода работников к производству обусловили повышение их самостоятельности и
ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии
управленческих решений; непосредственную за­интересованность в результатах
труда.
Отсюда главный
стратегический курс на высокий уровень образования, квалификации и этики
работников; предоставление широкому кругу работ­ников условий для расширения
знаний, непрерывного повышения професси­онального мастерства, самовыражения;
использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие
организационной культуры.
Управляющие персоналом — это самостоятельный вид профессиональных
специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производ­ственной,
творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и
численности производственных и управленческих работников; разработка и
реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и
увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением
квалификации персонала. В. Хойер приводит следующие обобщенные рекомендации
менеджерам, отражающие их профессиональные функции .
Менеджер обязан:
·
в
случае неудачи нести личную ответственность, не перекладывая ее на подчиненных;
·
способствовать
дальнейшему повышению уровня квалификации и росту талантов сотрудников;
·
проверять
результаты в достижении намеченных целей, но не действо­вать приказным
порядком, оказывая давление на мышление сотрудников;
·
проявлять
лояльность по отношению к сотрудникам в случае их про­счетов и неудач;
·
учитывать
индивидуальность сотрудников, иметь к каждому свой подход;
·
ощущать
свою ответственность перед сотрудниками, быть их началь­ником, а не товарищем;
·
достигать
намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, сти­мулируя их к
взаимодействию;
·
помогать
каждому сотруднику ощущать результаты его труда.
В задачи менеджеров входит:
сделать работников способными к со­вместным действиям; придать их усилиям
эффективность и результативность; сгладить присущие людям индивидуальные
особенности.
На менеджеров возлагается
также ответственность за: оценку работы сотрудников; определение необходимого
вознаграждения за конечные результаты работы; организацию и контроль за
деятельностью целевых групп и рабочих бригад; разрешение конфликтных ситуаций и
выработку компро­миссных решений и др.
Управление персоналом
предполагает осуществление различных мер, раз­работанных и принятых в каждой
фирме. Общими для них являются такие меры, как:
·
представление
подчиненными своему руководству рабочих отчетов или докладов о выполненной
работе и планах на будущее. Такие отчеты составляются работниками всех уровней
управления и представляются в зависимости от принятого в фирме порядка:
ежедневно, еженедельно, ежемесячно или ежегодно. Они служат, с одной стороны,
инструментом контроля и способствуют повышению ответственности за порученное де­ло,
а с другой, — содействуют развитию инициативы работников, при­нятию на себя
конкретных обязательств по совершенствованию хозяй­ственной деятельности фирмы;
·
проведение
еженедельно оперативных совещаний на высшем уровне уп­равления с участием
руководителей производственных подразделений и центральных служб. На таких
совещаниях заслушиваются отчеты ру­ководителей по актуальным вопросам текущего
момента, проводится об­суждение конкретных мер и принимаемых решений, которые
после их одобрения на совещании принимаются к исполнению. Проведение опе­ративных
совещаний дает возможность президенту или главному ад­министратору фирмы
знакомиться с текущим состоянием дел и неза­медлительно вносить коррективы в
хозяйственную деятельность фирмы. Менеджеры, в свою очередь, отчитываются перед
вышестоящими управлен­ческими уровнями. Например, фирма "Ксерокс"
требует от линейных руково­дителей составления отчетов о состоянии кадров
одновременно с предложениями о развитии своих подразделений. Эти отчеты
включают оценку изменений чис­ленности кадров, изменений стоимости рабочей
силы, стоимости перемещения людей или оборудования, соответствия принципам
технической политики.
Важное значение в разработке
кадровой политики имеют принципы, и требования, предъявляемые к работникам,
принимаемым на работу.
В американских фирмах при
приеме на работу потенциальные кандидаты проходят тестирование для выявления
профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора
и порядок найма работ­ников. После приема на работу проводится процедура
введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями в
соответствии с инструкци­ями, ограниченными его узкой специализацией, и не
знакомят с деятель­ностью фирмы в целом и ее организационной культурой.
В большинстве американских
фирм прием на работу предполагает про­хождение следующих этапов:
·
знакомство
работника с описанием предлагаемых рабочих функций, прав и ответственности,
которые он будет иметь;
·
если
конкретная работа, под которую принимается работник, не включена в годовой
план, то необходимо ее обоснование, в соответствии с которым предла­гаемая
должность должна быть квалифицирована отделом кадров с целью ее вклю­чения в
существующую систему оплаты труда. Подбор кадров начинается после того, как
предложения по новой должности утверждены высшим руководством;
·
отдел
кадров помогает руководителю подразделения, где объявлена ва­кансия, подобрать
кандидатуры работников. Обычно он подготавливает короткий список кандидатов,
которые подходят по своей квалификации к дан­ной должности. В некоторых фирмах
обязательным считается включение в список кандидатов работников других
подразделений своей фирмы;
·
набор
кандидатов со стороны осуществляется через рекламу, личные свя­зи,
профессиональные фирмы по найму, имеющие электронные базы данных;
·
кандидаты,
включенные в список, обычно проходят через серию интервью со своими будущими
руководителями (на два-три уровня вверх), коллегами и, при необходимости, с
подчиненными. Результаты интервью обобщаются и дополняются рекомендациями.
Окончательный выбор делает непосредственный руководитель.
В американских фирмах
увольнение персонала, включая менед­жеров, всегда сопровождается длительной
серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных
ситуаций (воровство, мошенничест­во, очевидное нарушение порядка). Оценка
работы каждого работника про­водится один или два раза в год. Результаты
проведенной оценки обсуж­даются работником и его начальником и подписываются
обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их
ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о
том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.
Окончательное
решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше
непосредственного начальника. Если увольняемый яв­ляется членом профсоюза, то
причины увольнения обсуждаются с представи­телями профсоюза в соответствии с
трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об
увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых
фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников
в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации,
так и рабочие.
Глава 8. Управление проектированием организации.
Вопрос 3. Как связаны стратегия и структура организации?
Планирование стратегии - вид управленческой дея­тельности,
требующий значительных усилий и затрат времени. Поскольку функции стратегического
планиро­вания осуществляют люди, то, как отмечалось выше, этот процесс должен
быть формализован и им нужно уп­равлять. Управление реализацией стратегии
должно осу­ществляться и через стимулирование должного к нему отношения
руководителей и работников всех уровней. Особо здесь следует отметить
необходимость создания и постоянного поддержания хорошего
организационно-психологического климата, привить сотрудникам мысль, что
постоянные изменения - естественное состояние развития организации и к этим
изменениям нужно быть постоянно готовыми.
Главное же условие
эффективного функционирова­ния системы стратегического планирования - это посто­янное
внимание к нему со стороны высших руководите­лей, умение их доказать
необходимость планирования, привлечь к выработке и реализации стратегии широкий
круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения
системы планирования в орга­низации. После внедрения стратегического планирова­ния
и распространения его по всем подразделениям, после того как оно подтвердит
свою эффективность и число работников, осознавших его необходимость, воз­растет,
процесс управления во многом может быть структурирован, и в нем существенную
роль будет иг­рать поощрение работников за ценные предложения по совершенствованию
выпускаемой продукции, разработ­ке новых рынков, системы планирования,
выработке новой стратегии.
Структура управления организацией, ориентированная на решение
стратегических проблем
Глубокие
социально-экономические изменения, раз­витие демократизации, изменение
социальных ценнос­тей, стремление людей к участию в управлении произ­водством,
а также возрастающие сложность и взаимоза­висимость организаций и окружающей
среды приводят к пониманию, что выработка плодотворных идей и пред­ложений о
перспективах развития организации не явля­ется специальной прерогативой его
руководителей или профессиональных плановиков. Более того, необходимо создать
такую систему управления, которая использова­ла бы знания, умения и навыки
работников всех уров­ней и подразделений организации. Одновременно этой системе
должна быть адекватна организационная струк­тура управления фирмы. Это -
непременное условие эф­фективности стратегического управления.
Современный этап перестройки
организационных структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на
создание структур стратегического менедж­мента, приобретает форму поиска
"золотой середины" между централизацией и децентрализацией властных
функций.
Тенденции централизации и
децентрализации в систе­мах управления, в формах планирования и управления
тесно связаны с производственно-хозяйственными ха­рактеристиками организаций и,
в первую очередь, с их отраслевой структурой. Так, там, где производство тяготе­ет
к одноотраслевому, однопродуктовому, где тесны связи между технологическими
переделами и велики объемы производства, обоснованно применение функциональных
централизованных систем управления. В этих системах ставка делается на четкое
планирование и строгий кон­троль производственно-хозяйственной деятельности.
В многоотраслевых
организациях, к которым относят­ся большинство крупных научно-технических и
произ­водственных комплексов, где разнообразны рынки сбыта и технологии
производства, слабы внутрифирменные производственно-технологические связи, где
требуются различные рыночные стратегии по каждой группе про­дукции и услуг,
более целесообразна децентрализация в управлении. Она проявляется в широкой
коммерческой самостоятельности   
стратегических   подразделений
фирмы и менее жестком контроле со стороны высшего руководства, который в
основном осуществляется по фи­нансовым результатам.
Таким образом,
желание найти приемлемые соотно­шения между централизованным и
децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему
стратегического управления, которая характеризуется централизованной
разработкой стратегии и хозяйствен­ной политики и децентрализованным
оперативным уп­равлением.
Тесты:
Тест № 1 для самоконтроля по теме 1.
1 —
С
2 —
Д
3 —
А
4 —
В
5 —
Д
6 —
планирование и принятие решений; организация; руководство (мотивация);
контроль.
7 —
А
8 —
А
9 —
Д
10
С
11
Нет
12
Да
13
Нет
14
Да
15
Да
16
Да
17
Нет
18
Е (А, С, Д)
19
Е
20
Д
21
С
22
С
23
Нет
24
Нет
25
Да
26
Да
27
Да
28
Да
29
Да
30
Нет
Тест № 2 для самоконтроля по теме 2.
1 —
Б
2 —
В
3 —
Г
4 —
А
5 —
Б
6 —
А
7 —
В
8 —
Г
9 —
Д
10
В
11
А
12
Б
13
Да
14
Нет
15
Да
16
Да
17
Нет
18
Да
19
Да
20
Да
21 —
В
22 —
Г
23 —
Б
24 —
А
25 —
В
26 —
Б
27
Г
28
В
29
А
30
Б
Тест № 3 для самоконтроля по теме 3.
1 —
Нет
2 —
Да
3 —
Да
4 —
Да
5 —
Нет
6 —
Да
7 —
Нет
8 —
Да
9 —
Нет
10
Нет
11
Да
12
Да
13
Нет
14
Д
15
Д
16
А
17
С
18
С
19
Д
20
А
21
С
22
Д
23
Б
24
Д
Тест № 4 для самоконтроля по теме 4.
1 —
Нет
2 —
Нет
3 —
Нет
4 —
Нет
5 —
Нет
6 —
Да
7 —
Нет
8 —
Да
9 —
Да
10
Нет
11
Да
12
Да
13
Да
14
Нет
15
Да
16
Нет
17
Нет
18
Да
19
Да
20
Да
21
a
22
b
23 — c
24 — c
25 — c
26 — a
Литература:
1.
Герчикова
И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1995. — 480с.
2.
Менеджмент
организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и
др. — М.: ИНФРА-М. — 1996. — 432 с.
3.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. — М.: Высш. шк., —
1994. — 224 с.
4.
Экономика:
Учебник / Под. ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.

      ©2010