Экономическая теория и экономическая политика  Идеология и экономическая теория Экономическая теория и экономическая политика  Идеология и экономическая теория
Экономическая теория и экономическая политика  Идеология и экономическая теория РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экономическая теория и экономическая политика Идеология и экономическая теория


АЛМАТИНСКИЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
кафедра «Социальных
дисциплин »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «
Экономическая теория »
учащегося  3 курса заочного обучения
(группа – АЭСу-96-2)
Тема №4: « Экономическая
теория и экономическая политика.
Идеология и экономическая
теория »
АЛМАТЫ – 1999 г.
                                                         ПЛАН
1.
Предмет
экономической теории
2. Зарождение
экономической теории и ее развитие
3.
Этапы развития
экономической теории.
4.  Система экономических отношений.
Организационно-экономические и социально-    экономические
отношения.
5.  Экономические законы, их система и
использование.
6.  Методика экономической теории.
7.  Социально-экономические системы
8.  Методы
экономической науки
9.  Идеология и экономическая теория
1. Предмет экономической теории
Экономика - это сфера деятельности людей, в
результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей,
как их самих, так и общества.
Существует
реальная и теневая экономика (уход от
налогов).
На долю
теневой экономики по данным ГКС приходится 25%, по
другим источникам - 40-45%.
В любом
обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.
Любое
общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.
Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи
встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в
первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе
производства, распределения, обмена и потребления.
Экономическая
теория  изучает сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает,
что объектом изучения экономической теории является решающая область
жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации
личностных и общественных интересов.
Английский
экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета
экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это
наука, которая изучает поведение человекас точки зрения отношений между его
целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема
выбора)".
Экономическая
теория  изучает движение экономической
жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические
цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность
(максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен,
экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая
обеспеченность, торговый баланс.
Марксистское определение - Экономическая теория изучает
экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на
различных ступенях развития общества.
Самуэльсон - Предмет экономической теории изучает,
как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые
могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные
товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных
индивидов или групп общества.
Определение экономики в учебнике Макконнела и
Брю - Во-первых
экономика - это исследование поведения человека в процессе производства,
распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.
Во-вторых
экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных
ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения
материальных потребностей человека.
2. Зарождение экономической теории и ее развитие
  прошло 
в  несколько этапов:
    - научная мысль древности (Платон,
Аристотель, Ксенофонт и др);
    - этап меркантевизма  (богатство 
общества  определяется объемами
внешней торговли);
    - этап физиократии (богатство общества
определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство);
    - классическая экономическая теория
(Адам  Смитт,  Давид Рикардо,
Уильям Петти,
Франсуа Кенэ, Тюрко).
      Они утверждали, что основой богатства
общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как
товар,  деньги,  прибыль, заработная плата и др;
    - этап буржуазно - экономической теории
(Малькус, Сэй, Бастия).
Они
утверждали, что классовое общество - это вечное  общество  и частная
собственность - это вечная собственность;
    - марксистская  или  пролетарская  экономическая  теория   (Маркс, Энгельс,
Ленин).
      Содержание марксизма сводилось к
тому,  чтобы  показать историю
возникновения
и развития капиталистического  способа  производства, а
так же место и
роль пролетариата в этом обществе;
    - Конец XIX-начало XX характерен рядом
научных экономических школ:
      a) ленинская школа - теория
империализма. Капитализм вступает в
свою высшую
особую и последнюю стадию развития, империализм есть  умирающий капитализм;
      б) австрийская школа (Менгер, Баверк,
Бисерк).
Они утверждали
теорию предельной полезности 
материальных  благ.  Ценность любого блага определяется
ограниченностью его, редкостью  его и
той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;
      в) кембриджская (Альберт Маршалл).
Суть его
теории сводилась к тому, что  он  сделал 
попытку объединить
теории
издержек производства, спроса и предложения, производительнос-
ти и
воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности;
      г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).
Государство
может регулировать все экономические отношения в обществе;
      д) школа экономического роста (Ростоу).
Общество
проходит в своем  развитии  несколько 
этапов экономического
роста от
единого индустриального до пост индустриального общества.
3. Этапы развития экономической теории.
Экономическая
теория  как наука (ситематизированное знание
о сущности экономики) возникла в 17-18 в., в период становления
капитализма.
1.В самом начале
появилась теоретическая школа-меркантилизм. Представители этой
школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые
можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда
международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был
самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким
ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты
считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации для гос. политики, которая призвана расширять торговлю
и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на большую сумму, чем покупать у них. Монкретьен фр. экономист дал
определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.
2.Теоретическое учение физиократнов. Положили
начало классич. попит,
э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным плодородием земли и
поэтому не считали промышленность отраслью, где
создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее
основательные ответы на вопросы образования и роста
богатства нации дали представители класич. Школы -анг. экономисты:
Уильям Петти, Адам Смит,
Давид Рикардо.- они
установили, что богатство всей нации возникает в сфере материального производства во всех
отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на
производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную
величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие
позволило э.т. стать подлинной наукой. Основав трудовую теорию стоимости, классики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эта
задача выпала на долю К. Маркса (1818-83), который создал теорию
прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно
повысился научный уровень мировой эк. науки.
Начиная с 1969 г Шведская
академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам.В настоящее время
насчитывается 3 десятка лауреатов.
4. Система экономических отношений. Организационно-экономические и
социально-экономические отношения.
Экономические
отношения подразделяются на 2 блока: 1.организационно-экономические 2.
отношения собственности и соответствующие им соц-экономические отношения.
1)Формы
О/Э отношений:
Разделение
труда, специализация производителя;
Кооперация
труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в
одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает
новую производственную силу.
Концентрация
производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за
счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий.
Организация
общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство.
Управление.
Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая.
2) С/Э
отношения - отношения м.людьми по производству, распределению, обмену и
потреблению. Определяется формами собственности на СП.
ЭТ изучает
закономерности развития экономики, Э законы и их использование.
СЭО - это
отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их
распределения и потребления между классами и социальными группами, между
странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и
крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений
рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.
Система
экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы
обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.
Материальное
производство является материальной основой экономических отношений.
Предмет
труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его
Средства
производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и
чем воздействует на предмет труда.
Главным
фактором производства является работник.
Средства
производства и работники, приводящие их в движение образуют производительные
силы общества.
Производительные
силы и экономические отношения образуют способ производства.
По Марксу
способ производства прошел 5 исторических этапов в своем развитии. Зарубежные
экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе
теории стадий экономического роста (Ростоу).
Он
выделяет 5 стадий экономического роста:
традиционное
общество;
переходное
общество (стадия подготовки условий для сдвига);
стадия
сдвига и перехода к индустриальному обществу;
послеиндустриальное
общество;
стадия
массового потребления.
5. Экономические законы, их система и использование.
ЭЗ
выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве,
постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они
отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
ЭЗ
возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют
объективно(независимо от воли и сознания людей).
Необходимо
различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.
В обществе
действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ:
Всеобщие -
законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во
всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З
общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.
Общие ЭЗ -
действуют при наличии общих социально-экономических условий(товарно-денежные
отношения): а)З стоимости; б)З спроса и предложения; в)З денежного обращения и
тд.
Особые
(специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа
производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей
социально-экономические отношения.
ЭЗ
познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.
6. Методика экономической теории.
Научные
способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения
экономического развития.
В книге
Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с
инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)
Метод
научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах
исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение
в них сущностного, постоянного типичного.
движение
от абстрактного к конкретному;
метод
индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
метод
дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные
частности экономических объектов и процессов.
единство
исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в
исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
экономико-математическое
моделирование, создание математических моделей той или иной экономической
теории.
Существуют
несколько функций экономической теории:
познавательная
функция;
практическая
функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;
прогнозтическая;
методологическая,
т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и
производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к.
выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической
посылкой для исследования в других науках.
идеологическая.
Экономист
Василий Леонтьев(Нобелевская премия):
Развитие
НТП - структурные изменения в экономике - повышение производительности труда -
социальные изменения - изменение жизненного уровня.
ЭТ явл.
методологической основой для всех экономических наук.
Экономист
Кейнс: "Любой политик находится в плену экономистов и философов".
7. Социально-экономические системы
- это
способ организации общественного производства.
Современные
системы:
1.Традиционная
экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная
система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая
экономика):
а)
государственный тип (собственность на средства производства);
б)
всеобщая (роль государства);
3.Рыночная
экономика:
а) частная
собственность на средства производства;
б) роль
государства минимальное.
Она
базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.
В чисто
рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?,
регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия
производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со
спросом и предложением.
4.Смешанная
экономика:
а)
собственность - государственная и частная;
б)
государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства.
Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с
государственным регулированием.
В
большинстве стран смешанная экономика.
5.Социальная
экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение
дифференциации в доходах.
Модели
рыночной экономики:
1.Предпринимательская
модель (США), 2.Социальная (Шведская модель), 3.Японская модель - приоритет
общенациональных интересов.
 8. Методы экономической науки :
   
    - метод
научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений
о предметах исследования 
от  частного,  случайного кратковременного,
единичного и нахождение в них сущностного, постоянного
типичного.
    - движение от
абстрактного к конкретному;
    - метод
индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
    - метод
дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные
частности экономических объектов и процессов.
    - единство
исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в
исторической последовательности их 
возникновения и в логической взаимосвязи;
    -
экономико-математическое моделирование, создание  математических моделей той или иной экономической теории.
 Существуют
несколько функций экономической теории.
   
    -
познавательная функция;
    -
методологическая, т.е. экономическая теория исследует  общее  (и экономические
отношения, и производительные силы) и является методологической базой для
других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются
исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
    - практическая
функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.
9.
Идеология и экономическая теория
Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской  политической
идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы
идеологии, какая
сложилась в сталинские годы и была связана с
сочинениями  самого
Сталина. В брежневские годы мощный идеологический
механизм, соз-
данный и работавший под руководством Суслова,  предпринял усилия
преодолеть этот кризис. 
И он многого добился.  Началась
критика
сталинской вульгаризации философии.  Достижения науки хлынули  в
идеологию. 
Стала  доступной западная
философия и культура.  Все
это способствовало улучшению репутации идеологии.  Но 
вместе  с
тем,  это вело к
снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-
нение его на задний план в рамках самой  идеологии. 
В  какой-то
мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии,
сусловский
идеологический аппарат одновременно способствовал
подготовке бо-
лее, обширного идеологического кризиса - кризиса
марксизма-лени-
низма как идеологии коммунизма вообще.
  В брежневские
годы стало открыто осознаваться резкое расхожде-
ние  между  идеологической  картиной  реальности  и самой реаль-
ностью,  между
идеалами коммунизма  и  объективнымн  тенденциями
эволюции 
реального  коммунизма,  между интеллектуальным уровнем
образованной части общества и идеологией.  Идеология 
фактически
перестала 
быть  руководством  к действию для властей.  Хотя они
прикрывались фразами из 
идеологии,  практически  они 
поступали
совсем иначе. 
Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи-
ческой веры.
  В сталинские
годы доминировала убежденность в том, 
что комму-
нистический социальный строй несет с собою  освобождение  трудя-
щихся  от  зол 
капитализма  и что трудящиеся
поддадутся обаянию
коммунистического земного рая. В брежневские годы
активная часть
советского населения, включая представителей власти,
которые на-
чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя
открытие
огромного исторического значения.  Она на своем опыте почувство-
вала то,  что
коммунистический социальный строй не является 
тем
земным раем, каким его изображают в советской идеологии и
пропа-
ганде. На смену убежденности в истинности идеологии
пришло чисто
прагматическое отношение к ней как к необходимому
средству обра-
ботки и организации общественного сознания.  На смену 
идеологи-
чески 
опосредованному  отношению к
реальности пришло непосредс-
твенное,  лишенное
субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео-
логией.
  Горбачевская
политика гласности углубила и расширила идеологи-
ческий 
кризис.  Началось безудержное и
бесконтрольное словоблу-
дие, 
саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто-
рии,  очернение
советскои реальности. Все истины марксизма-лени-
низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита
"истин"
его рассматривалась как признак реакционности н
отсталости. Ста-
ло неприличным произносить само слово "коммунизм".
Было отменено
обязательное 
изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за-
ведениях, 
сокращено время на него, 
сокращены или ликвидированы
совсем соответствующие семинары,  школы, курсы. Короче говоря, с
марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с
враждебным идео-
логическим 
учением.  Одновременно началось
столь же безудержное
заимствование идей из западной идеологии.  Стремление 
выглядеть
западнообразно  и
заслужить похвалу на Западе стало определяющим
в речах и в реформаторской суете самого Горбачева,  а также всех
прочих реформаторов и идеологов перестройки.
  Важнейшей
особенностью идеологического 
кризиса  является  то,
что неверие в марксистские идеалы и отказ от
марксизма-ленинизма
как от руководства к действию  захватил  самые  верхи 
правящего
слоя. 
Дискредитация  идеологии стала
стимулироваться сверху,  -
такого советская история еще не знала.  Причем марксизм-ленинизм
при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а
просто
отодвинут как нечто уже непригодное ни для  пропаганды, 
ни  для
принятия 
важных  решений.  И это несмотря на то,  что положения
марксизма-ленинизма могли бы как  никогда 
послужить  путеводной
звездой  в  современной 
запутанной ситуации в мире. 
Коммунисты
предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем
стоило нас-
таивать особенно упорно.
  Характерным
примером варварского обращения со своей же, 
марк-
систско-ленинской 
идеологией  может служить
то,  что горбачевцы
стали рассматривать свои реформы как революцию, причем -
как ре-
волюцию,  осуществляемую
сверху, по инициативе высшего руководс-
тва,  можно
сказать - по инициативе лично Горбачева 
и  под  его
контролем. 
Инициатива  сверху лишь дала
толчок кризису - власть
потеряла контроль за ходом событии.  Сейчас речь идет об идеоло-
гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения
"револю-
ция" в применении к ситуациям такого рода,  как была в Советском
Союзе, 
простительно  западным деятелям
культуры,  журналистам и
политикам,  не
имеющим строгих ограничений в 
словоупотреблении.
Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные
аппаратчи-
ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские
теоретики
начинают так легко обращаться с важнейшими категориями
государс-
твенной советской идеологии, то невольно закрадывается
сомнение:
а  в  своем ли уме эти люди?!  Давно ли они,  сдавая экзамены по
марксизму-ленинизму, 
сами настаивали на том,  что
революционный
путь принципиально отличается от реформаторского, что
социальная
революция есть способ перехода от изжившей себя
общественно-эко-
номической формации к более прогрессивной. Конечно, как
говорит-
ся,  своя рука
владыка.  Высшая советская власть
является высшей
властью и в идеологии. 
Она может позволить себе иногда пококет-
ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии.
Тем бо-
лее  это  так лестно - войти в историю в качестве
революционера,
причем - революционера 
особого  рода,  совершившего  переворот,
можно сказать,  в
одиночку.  Что за человечище!  Маркс, 
Ленин и
Сталин вместе взятые были неспособны на такое. А о Хрущеве
и го-
ворить нечего: мелочь!
  Но дело в
том,  что и идеология имеет свои законы,
неподвласт-
ные даже таким "революционерам",  как Горбачев. И нарушение этих
законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто
хозяйничает в
идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными
понятиями
и положениями идеологии на самой вершине власти
послужило  зара-
зительным примером, 
и массы людей,  как-то причастных
к идеоло-
гии,  ринулись в
антимарксизм.  И впереди всех
бежали  дезертиры
марксизма, которые, по идее, должны были бы защищать его
до пос-
леднего слова. 
Новое мышление горбачевцев переросло в бездумную
и 
безответственную  болтовню,  чреватую тяжелыми последствиями.
Впечатление такое, 
будто огромная историческая бомба 
попала  в
руки шалунов и недоумков, и те принялись колотить по ней
чем по-
пало и ковыряться в ней с намерением полюбоваться на
предполага-
емый фейерверк.
Отказавшись от марксистско-ленинской идеологии  как 
от  руко-
водства к действию, горбачевское руководство, однако, не
сделало
таким руководством науку.  Это не значит, что оно не привлекло к
себе на помощь профессиональных ученых.  Наоборот, оно привлекло
их в огромном количестве,  освободив их от всяких идеологических
пут и позволив писать и говорить все, что им придет в
голову. Но
беда в том,  что у
этих ученых помощников и советников Горбачева
просто не оказдлось необходимой науки, которая могла бы
быть на-
дежным наставником действий власти.  Бесчисленные советские уче-
ные  за  много десятков лет существования
"коммунизма" оказались
неспособными создать науку об  этом  типе  общества, 
отвечающую
критериям современной науки. Важнейшим препятствием на
пути соз-
дания такой науки была все та же государственная
идеология. Вся-
кие  попытки  идти 
по этому пути рессматривались как враждебная
клевета на советское общество н преследовались.  И теперь, когда
это препятствие отпало, советские ученые стали в спешке
высказы-
вать свои кустарные и скороспелые суждения, включая в них
заимс-
твованные на Западе идеи, что породило чудовищный
интеллектуаль-
ный хаос в горбачевском окружении. В кратчайшие сроки
было сочи-
нено огромное количество всяческой чепухи. Бесчисленные
шарлата-
ны и безответственные болтуны,  включая  титулованных  советских
академиков, 
бывших советских диссидентов,  удравших на Запад за
славой и комфортом, и западных советологов, настолько
засорили и
замутили интеллектуальную атмосферу в обществе,  что только пол-
ное игнорирование производимой ими галиматьи и доверие к
просто-
му  здравому  смыслу 
еще могло бы наставить руководство на путь
истинный. Но, увы, всякие здравые суждения стали
рассматриваться
как 
проявления  консерватизма,  брежневизма 
и даже сталинизма.
Только ничем неограниченная  чушь,  облекаемая  в 
наукообразную
форму, имела какие-то шансы быть замеченной.
  Итак, советская
официальная идеология обнаружила полную неспо-
собность отстаивать положительные достижения своего
общественно-
го строя и критиковать дефекты западного,  оказалась неподготов-
ленной к массированной идеологической атаке со стороны
Запада. В
стране началась идеологическая паника.  Появились идеологические
дезертиры, предатели, перевертыши. Идеологические
генералы нача-
ли перебегать к противнику.  Началась беспримерная оргня очерне-
ния всего, что касалось советской истории, советского
социально-
го строя и коммунизма вообще.
  Идеологический
перелом  не ограничился сферой
сознаний.  Новая
идеология ("новое мышление") стала внедряться в
практику.  Начав
с  серии  бессмысленных насильственных реформ и
потерпев на этом
пути банкротство, советское руководство встало в конце
концов на
путь 
насильственной 
"западнизации"**) страны - стало насаждать
западные политические формы и социальные отношения. В
языке про-
паганды их назвали рыночной экономикой и
демократией.  Подчерки-
ваю искусственый и насильственный характер этих  преобразований.
В Советском Союзе до этого не созрели и не могли созреть
в прин-
ципе никакие предпосылки для перехода к
капиталистическим  соци-
альным отношениям и к соответствующим им политическим
формам.  В
массе населения не было никакой потребности в переходе к
капита-
лизму.  Об этом
мечтали лишь преступники из "теневой экономики",
отдельные диссиденты, 
скрытые враги и часть представителей при-
вилегированных слоев, накопившая богатства и хотевшая их
легали-
зации.  Начавшийся
позднее энтузиазм по поводу ломки 
всего  со-
ветского  был
результатом новой,  антисоветской и
антикоммунист-
нческой пропаганды и массового помутнения умов, а в
верхах влас-
ти  -  просто желанием угодить западным
хозяевам,  без поддержки
которых они давно были бы выброшены на помойку истории.
  Результаты
насильственной западнизацин Советского Союза не за-
медлили 
сказаться.  Начался стремительный
распад всех основ со-
ветского общества. 
Стала разваливаться экономика, деградировать
культура, 
разлагаться моральное и психологическое состояние ши-
роких слоев населения.
  Под предлогом
борьбы против  якобы  преступного 
коммунизма  и
роспуска 
КПСС  была буквально разгромлена
вся система государс-
твенности. 
Распался Советский Союз. Страна покрылась сетью кро-
вавых 
конфликтов.  Расцвела
преступность.  Разрушены все лучшие
достижения советской истории, доставшиеся ценой
неимоверных уси-
лий миллионов людей в течение многих десятилетий.
Началось такое
разграбление богатств страны, какого не позволяли себе
победите-
ли  в  войнах 
прошлого с побежденной страной. 
"Холодная" война
вступила в завершающую фазу - в фазу превращения России
в  "коло-
ниальную демократию"***).
 
"Западнизация" есть особая форма колонизации, в результате ко-
торой  в  колонизируемой стране создается
социально-политический
строй колониальной демократии.  По ряду признаков это есть 
про-
должение  той  прежней колониальной стратегии
западноевропейских
стран,  особенно
Великобритании. Но в целом это есть новое явле-
ние, 
характерное  для
современности.  Изобретателем его можно
с
полным правом считать США.
  Колониальная
демократия  не есть результат
естественной эволю-
ции колонизируемой страны в силу внутренних условий и
закономер-
ностей ее социально-политического строя.  Она есть нечто искусс-
твенное, 
навязанное этой стране извне и вопреки ее  исторически
сложившимся тенденциям эволюции. Она поддерживается
методами ко-
лониализма.  При
этом колонизируемая  страна  вырывается 
из  ее
прежних 
международных связей.  Это
достигается путем разрушения
блоков страны,  а
также путем дезинтеграции больших 
стран,  как
это имело место с советским блоком, Советским Союзом и
Югослави-
ей.
  За
вырванной  из  прежних связей страной сохраняется видимость
суверенитета.  С
ней устанавливаются отношения как с якобы 
рав-
ноправным партнером. Для значительной части населения
сохраняют-
ся какие-то элементы предшествующих догм жизни.  Создаются очаги
экономики  якобы
западного образца под контролем западных банков
и концернов, а также - как явно западные или совместные
предпри-
ятия. Я выше употребил слово "якобы", так как
эти очаги экономи-
ки суть лишь имитация современной западной экономики.
  Стране
навязываются  внешние  атрибуты 
западной  политической
системы - многопартийность,  парламент, свободные выборы, прези-
дент и т.п. Но они тут являются лишь прикрытием режима
совсем не
демократического, 
а скорее диктаторского (авторитарного). 
Экс-
плуатация страны в интересах Запада осуществляется силами
незна-
чительной части населения, наживающейся за счет этой ее
функции.
Эти люди имеют высокий жизненный стандарт,  сопоставимый с тако-
вым самых богатых слоев Запада.
  Колонизируемая
страна доводится до такого состояния, 
что ста-
новится неспособной на самостоятельное существование.  В военном
отношении она деморализуется настолько, что ни о каком
сопротив-
лении и речи быть не может.  Вооруженные силы 
сохраняются  лишь
для того,  чтобы
сдерживать протесты населения и попытки оппози-
ции изменить ситуацию.
  До жалкого  уровня низводится национальная
культура.  Место ее
занимают самые примитивные образцы западной
культуры,  вернее  -
псевдокультуры Запада. Массам населения предоставляется
суррогат
демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со
сторо-
ны властей, 
доступные развлечения, система ценностей, избавляю-
щая людей от усилий над собой и от моральных ограничений.
  Нужно быть
слепым,  чтобы не замечать,  что Россию нынешние ее
правители усиленно толкают на путь  колониальной  демократии.  И
нужно быть врагом своего народа и предателем Родины,
чтобы изоб-
ражать этот процесс как благо для народа.  Россия никогда  и  ни
при  каких
обстоятельствах не превратится в страну, 
аналогичную
странам Запада и равноценную им в этом  качестве, 
-  не  станет
частью Запада.  Это
исключено в силу ее географических, 
истори-
ческих и современных международных условий,  а также в силу  ха-
рактера образующих ее народов.
  Утверждая это, я
не становлюсь на сторону проповедников теории
исключительности судьбы России.  Я утверждаю, что исключительной
является историческая судьба Запада,  а не России.  Западный тип
общественного 
устройства  (капитализм и
демократия) дал положи-
тельные результаты лишь в немногих странах мира, а именно
- лищь
в странах Запада с определенным человеческим материалом.
Для по-
давляющего большинства народов планеты он оказался
либо  гибель-
ным, либо обрек их на роль придатков и сферы колонизации
Запада.
Россия уже сыграла исключительную роль в  истории 
человечества,
создав 
коммунистический социальный строй, 
который на некоторое
времи позволил ей сохранить независимость от Запада
к  вдохновил
другие народы на это. 
Теперь Россия эту роль утратила, возможно
- навсегда. 
Теперь Запад просто не допустит, 
чтобы в мире поя-
вился  мощный
западнообразный конкурент на мировых рынках в лице
России. Россия нужна Западу не как партнер в дележе мира,
а лишь
как зона дележа. 
Русским в планах Запада уготована судьба, ана-
логичная судьбе незападных народов,  т.е. судьба заурядная и по-
зорная для бывшей великой страны и второй сверхдержавы
планеты.
  Может ли Россия
избежать такой участи?  Возможности у
нее  для
этого не велики, 
но исключать их полностью было бы ошибочно.  И
главное,  на мой
взгляд, условие для этого - осознать с полной н
беспощадной 
ясностью  то,  в каком положении она оказалась и по
какой причине. В России же ощущается страх перед такой
ясностью.
Ничем не сдерживаемое словоблудие заполнило всю
интеллектуальную
сферу общества. Люди боятся признаться себе в том, что
совершили
беспрецедентную в истории глупость, поддавшись
добровольно влия-
нию реформаторов и их западных наставников,  н боятся это выска-
зать вслух.  В
этом страхе кроется,  на мой взгляд,
главное пре-
пятствие для реализации возможности, о которой я сказал
выше.
 
  
                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Брагинский А.А., Певзнер Я.А. «Политическая экономия:
дискуссионные проблемы, пути
      
обновления» М. 1991г.
2.
Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. «Экономикс: принципы,
проблемы и политика » Таллин 1995 г.
3.
Конституция Республики Казахстан
4.
Волков Ф., Борисов Е. «Основы экономической теории»
Учебник .  М. 1993 г.
Контрольная работа тема Макроэкономика Экономическая психология и экономическая политика. Экономическая теория и экономическая политика проблемы взаимодействия реферат. Реферат на тему соотношение между экономическими теориями и идеологией. Экономическая теория и экономическая политика Проблемы взаимодействия. Экономическая теория прогнозы и политика экономические цели общества. Взаимосвязь экономики экономической теории и экономической политики. Экономическая наука и экономическая политика проблема взаимосвязи. Взаимоотношения экономической теории и экономической политики. Реферат на тему Экономическая теория и экономическая политика. Взаимодействие экономической теории и экономической политики. Взаимосвязь экономической теории полит экономики и экономикс. Экономическая теория и экономическая политика их взаимосвязь. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ. Экономическая теория и экономическая политика во взаимосвязи. Реферат на тему экономическая теория в древности для горного.

      ©2010