Жорж Батай
Жорж Батай
А.А. Грицанов
Батай
(Bataille) Жорж (1897–1962) – французский философ, писатель, экономист,
публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера – «самый
светлый ум во Франции». В 1901–1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял
католичество. В 1915 окончил колледж д'Эпер-ней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт
в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу «Рыцарский орден, стихотворная
повесть 13 в.» и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу
в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже
общался с Шестовым; под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора,
Б.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова
«Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше» (1925). Кроме этих мыслителей, Б.
интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже – Г.Гегель и Маркс; стержнем его концепции
стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931
вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934).
Опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика»: «Критика основ
гегелевской диалектики» (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения
марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии
Мосса и Дюркгейма), «Проблема
государства» (1933, полемика против
революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры
социализма), «Психологическая структура
фашизма».
Первым
во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических
проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в
1934–1939 – в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном,
Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями
к гегелевской «Феноменологии духа».
В
1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом,
стал одним из инициаторов движения
«Контратака» (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов
различных творческих ориентаций. Основными лозунгами движения были
антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью
провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной
революции. Основными идейными источниками «Контратаки» были сочинения де Сада,
Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. обвинили в профашистских настроениях,
поскольку в одном из составленных им документов «недипломатическая грубость»
Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйству» французских
политиков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества «Асефаль»
(и одновременно журнала с тем же названием).
Первый
номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности,
стал Клоссовски; одним из правил
общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов
социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии
«сакрального», способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием
иррациональных фактов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество
коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том
числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б.
выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б.,
смерть – «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному
существованию»), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б.
началось издание журнала «Критика», где он опубликовал статьи «Моральный смысл
социологии», «Тайна Сада», «О рассказах жителей Хиросимы», «Переход от животного
к человеку и рождение искусства», «Коммунизм и сталинизм», «Сад
(1740–1814)" и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона.
Основные сочинения: «Внутренний опыт» (1943), «Виновный» (1944), «О Ницше»
(1945), «Метод медитации» (1947), «Теория религии» (1948), «Проклятая доля»
(1949), «Литература и зло» (1957), «Эротизм» (1957), «Слезы Эроса» (1961),
«Сумма атеологии» (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились:
Бергсон, Ницше, З.Фрейд, Л.Шестов, С.Кьеркегор, Ф.Достоевский, Б.Паскаль,
Платон, Маркс, Г.Гегель, Клоссовски, Бланшо.
В
общих чертах взгляды Б. сводятся к осмыслению опыта «абсолютной негативности»,
преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической,
феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной
реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философскую, литературную,
экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности.
Адекватное выражение Б. опыта «невозможного» в мистицизме, эротизме и т.п.
преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить
дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее
важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия
«суверенности» и «трансгрессии». («Господин» в гегелевской трактовке, по версии
Б., – это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) «Суверенность» у Б.
символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. «чистую
позитивность», предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором
индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно
качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые
ограничения своей автономии.
В
своем оригинальном понимании «трансгрессии» Б. исходит из предпосылок о конвенциальности
всех человеческих установлений как результата «общественного договора» и о
естественном, «органически» присущем каждому индивиду стремлении к собственной
«суверенности», которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений.
Экстремальность форм реализации субъективности в «пограничных ситуациях»
(насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте
следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие.
При этом, согласно Б., индивидуальное «постановочное движение» суверенной мысли
отвергает конформизм, гарантирующий «длительность» жизни, и стремится к конфликтам
и рискам, придающим ей необходимую «интенсивность», тем самым восстанавливая
существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого
«отверженного фрагмента» последний может стать основанием построения общества и
первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы
ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального
организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению
к потребностям его самого.
Б.
отождествляет «суверенность» и «трансгрессию» вплоть до реабилитации самого
статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции
выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно
Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности,
она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным
законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает
свое письмо предельной степенью «революционности», тем самым нарушая «правила
игры» как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной
идеологии. (См. также Телесность, Трансгрессия.)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|