Железнодорожный магнат Савва Мамонтов как управленец
Железнодорожный магнат Савва Мамонтов как управленец.
Чинарова
Катерина - Обозреватель журнала "Управление компанией"
. Сегодня мы ищем решения проблем, но почему
бы не обратиться к успешному опыту по управлению компанией, которым обладали
наши соотечественники? Как построить вертикально интегрированную структуру
предприятия, как разумно экономить и грамотно снижать производственные
издержки, каким образом мотивировать персонал - эти и многие другие вопросы,
актуальные в наше время, беспокоили и великого российского магната, жившего на
рубеже XIX - XX веков, Савву Мамонтова.
Яблочко от яблоньки
Как
и многие промышленники конца ХIХ - начала ХХ века, Савва Мамонтов был
потомственным предпринимателем. Смекалку и умение вести дела он отчасти
унаследовал от отца, купца первой гильдии, который заработал основной капитал
на питейном откупе. Государство издавна прибирало к рукам наиболее выгодные товары,
дающие высокие прибыли. Однако частные лица также могли торговать
товарами (соль, вино), это право у царя, т.
е. заплатив откуп в казну. Величина откупа, как правило, составляла разницу
между заготовительной и продажной ценой товара. Питейный откуп был
потомственным делом купцов Мамонтовых. Однако у отца будущего железнодорожного
магната были разносторонние интересы в торговле. В Москве он основал
Закаспийское торговое товарищество, построил несколько гостиниц, участвовал в
разработке первых нефтяных промыслов в Баку.
Иван
Федорович обладал особым чутьем нового, пониманием потребностей экономического
развития, и этот его талант Савва перенял сполна. Старший Мамонтов стал
основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Троицкую
железную дорогу. Увлек его этим инженер и промышленник Федор Чижов. Железная
дорога требовала солидных средств (верста обходилась в 40-90 тыс. руб.).
Поэтому, прежде чем вкладывать капиталы в венчурное предприятие, купец провел
маркетинговое исследование доступными на тот момент средствами. Перед Крестовой
заставой по дороге на Сергиев Посад раскинули походную палатку. Вдвоем с
Чижовым дежурили в ней несколько недель, считая повозки с грузами и ездоками.
Результаты обнадеживали: повозок было достаточно. И в концессию Мамонтов вложил
460 тыс. руб. Дорогу длиной в 60 км построили за 4 года, и уже к 1865 г. было
перевезено 456 тыс. пассажиров. Прибыль составила 476 тыс. руб.!
Контракт с государством
, - писал Савве впоследствии его друг, известный скульптор М.
Антокольский. Однако именно строительство железных дорог, в которых так
нуждалась огромная Россия, стало делом всей жизни Мамонтова. После смерти отца
Савва Иванович стал главой семейного дела, в 28 лет - членом правления, в 1872
г. был избран директором общества Московско-Ярославской железной дороги и стал
владельцем контрольного пакета акций, дающего право единолично принимать
решения.
В
конце XIX в., по выражению исследователя В. Радаева, предпринимательство
развивалось на двух уровнях - и . - предпринимательство на базе народных потребностей, многое здесь
определялось общинными традициями, патриархальностью. Предпринимательство
как высшая форма предпринимательства в дореволюционной России
работало в тесной связке с государством, на . Савве Мамонтову
как управленцу невозможно было обойти . Это объяснялось спецификой
нового железнодорожного строительства и связанного с ним производства.
Мамонтов
мечтал основать железнодорожный конгломерат связанных между собой промышленных
и транспортных организаций, подобный вертикально интегрированной структуре,
которую сегодня создают многие предприятия. Чтобы воплотить идею в жизнь,
необходимо было сосредоточить в руках общества Московской - Ярославской
железной дороги производство рельсов, завод по производству вагонов, металлургический
завод-гигант. Логика требовала соединиить в одних руках и производство, и
транспортное строительство, и эксплуатацию железных дорог. Идея по тем временам
новая и венчурная.
Сложность
задачи состояла в том, что Мамонтов одновременно несколько
проектов - северную железную дорогу на Архангельск, покупку новых производств.
Талант, опыт, финансы промышленника это позволяли.
Строительство
северной стоит рассмотреть более подробно с точки зрения
быстрого грандиозного проекта. Первым шагом талантливого
управленца стала, разумеется, реклама. Чтобы заручиться государственной
поддержкой, он обратился к С. Ю. Витте, министру финансов, с запиской о величии
Русского Севера и перспективности Архангельской дороги. Витте на запрос
внимание обратил, и уже в начале 1894 г. Мамонтов с группой высоких чиновников
и предпринимателей сопровождал министра на Север. После поездки, чтобы вдохнуть
силы в идею освоения богатств Севера (про Север тогда знали крайне мало),
промышленник на Нижегородской выставке соорудил . Это
был очень меткий рекламный ход, оформлением занимались многие выдающиеся
художники, друзья Саввы. . Император
Николай пришел в восторг от тюленя и признал Север потенциально интересным
регионом. После такого PR Мамонтов приступает к строительству дороги. Объем
работ - чудовищный, трудности - почти непреодолимые. Поле деятельности - 600
верст в условиях полного .
Однако
эти препятствия и сверхсложные задачи Мамонтов только приветствовал: они
обостряли ум и находчивость. .
была действительно тяжелой. Это был первый в мире
(!) опыт железнодорожного строительства на Крайнем Севере. Мамонтов показал
миру, что могут русские инженеры. Узкоколейный путь Архангельской дороги был не
только экономически выгоден (вагоны на колее шириной в полсажени поднимали те
же 750 пудов и при той же скорости, что и на обычной ширококолейке), но и
экологичен (сколько сберегли тундровой растительности). К тому же архангельский
вагон с той же грузоподъемностью, что и ширококолейный, был легче, а значит,
перевозил на 20% больше продуктивного груза.
Передвижение
стрелок на дороге предприниматель сделал механическим, их регулировал не
стрелочник, а начальник станции.
Так
же как отец, Савва умел разумно экономить и грамотно снижать производственные
издержки. Дорога была так продумана, чтобы не повредить северной природе, а
гражданские постройки вдоль дороги до сих пор поражают архитектурой. Проектируя
здания, Савва ни на минуту не забывал о деле - для дороги нужен персонал, Север
надо заселять. В первый год рабочие сбежали: работать было невыносимо. Однако
Мамонтов их вернул. . Поэтому хозяином
он прослыл отличным. Начальник мастерских Ярославской дороги так говорил о нем:
.
.
По
всей линии была организована перевозка земли вагонами, а не тачками - так было
быстрее, так как рабочий с тачкой стоил дороже, людей надо было привлекать
значительно больше, а производительность труда - ниже. Все нововведения стоили
Мамонтову огромных денег, но, как верно отметил инженер Гарин, .
В
1897 г. строительство было закончено, ровно в тот срок, который Мамонтов и
планировал. В первый год доход общества составил 5,2 млн руб., 150-рублевые
акции выросли до 400 руб. (!!!). Северная магистраль стала одной из самых
протяженных дорог в России (1826 верст). Мечтая, промышленник в кругу друзей
говорил: . Значение дороги всерьез оценили только через 17 лет,
когда началась первая мировая война. Затейник оказался пророком,
стало стратегически важным.
Размах
в делах, в помыслах и планах - вот что отличало все начинания Саввы Ивановича.
Его отец и Федор Васильевич Чижов каждую копейку меряли, главным в делах
считали умеренность, расчет и опыт. . Савва же прыгал и рисковал. Так, за
шесть лет ему удалось Донецкую железную дорогу, связавшую
Донбасс с Мариупольским портом. Проект был успешным, но Савва уже мечтал
сделать железнодорожную промышленность независимой от иностранцев, ему нужны
были заводы и деньги. Тогда предприниматель рискнул продать Донецкую дорогу; он
предложил казне выкупить ее (так делают и сегодня, продавая раскрученный
проект). В ответ государство предложило купить Невский завод в Петербурге,
производивший паровозы, вагоны и суда. Этот завод представлял собой развалину,
которую необходимо было реанимировать. Но Мамонтов знал, как это сделать, потому
что несколько лет его общество арендовало завод у казны. Невский завод, по
замыслу управленца, должен был снабжать дороги подвижным составом, сырьем же -
полученный к Невскому Николаевский металлургический завод в
Иркутской губернии. Опытный предприниматель бы не взял, его
трудно было потянуть. Однако Мамонтов надеялся на поддержку государства,
которое в лице министра финансов обещало помочь - дать выгодный заказ,
концессию на строительство новой дороги. Пока же Савве, чтобы возродить Невский
завод, пришлось прибегнуть к донорским вливаниям: брать деньги из кассы
Северной дороги.
Следующим
шагом в 1896 г. стало создание акционерного общества восточно-сибирских
чугуноплавильных заводов с акционерным капиталом в 3 млн руб. Одновременно в
Мытищах Мамонтов начал строить вагоноремонтный завод. Завод, начинавшийся с
обычной лесопилки, постепенно развился в крупное предприятие.
Таким
образом, цикл практически замыкался, конгломерат уже вырисовывался.
Усложняли
задачу необходимость модернизации заводов и отсутствие опыта: паровозы и вагоны
в России толком никто не производил, а Савва мечтал сломать монополию инофирм
на поставки паровозов в страну.
Однако
Мамонтов, как и многие современные предприниматели, столкнулся с необходимостью
искать заемные средства. Несмотря на то что чистая прибыль Мамонтова в 1898 г.
составила 5 млн руб., огромный по тем временам доход, купленные заводы
проглотили ее не поперхнувшись. Найти деньги оказалось непросто. Мамонтов
сокрушался: .
Тогда
Мамонтов идет на рискованный шаг - он продает (по наводке С. Ю. Витте) 1650
акций Московско-Ярославско-Архангельской дороги Петербургскому Международному
банку и получает специальную ссуду под залог акций. Рассчитывал впоследствии
добиться - концессии на постройку дороги Петербург-Вятка, а
затем рассчитаться с кредиторами. Пойдут заказы для Невского завода и деньги
, считал Савва. Концессию он получил от самого Витте. Но
мечтам не суждено было сбыться. Мамонтов, отдавший всю жизнь железным дорогам,
правительственных интриг. Ему было предъявлено
обвинение в растрате средств из кассы железной дороги. При обыске у Саввы нашли
53 руб. 50 коп.
В
бухгалтерии общества Московско-Яровславско-Архангельской дороги комиссия Шульца
() обнаружила недочеты и нарушения. Великого строителя и
мецената вмиг раздели до нитки, чтобы другие впредь знали куда
заходить не следует и понимали кто в доме хозяин_
Неудивительно
(может быть, в этом и кроется разгадка сфабрикованного ),
что сразу же после ареста Саввы Ивановича Министерство финансов (ай да Витте,
ай да_) практически за бесценок - 30% от стоимости пая - выкупает в казну
Невский завод. К этому моменту товарищество успело значительно модернизировать
предприятие, даже английские инженеры признавали его одним из лучших русских
заводов. Мамонтов после скандального процесса был оправдан, но совершенно
разорен. Государству и Петербургскому Международному банку достались Северная
железная дорога, Невский и Николаевский заводы, почти полностью вышедшие на
окупаемость и реконструированные, а также Мытищинский вагоноремонтный завод.
Все эти заводы целы и по сей день.
Великолепный Савва
Мамонтов
был человеком талантливым. Он занимался скульптурой, писал сценарии спектаклей,
сам был актером и режиссером. Но главный его дар состоял в том, что Мамонтов
обладал удивительной способностью - разглядеть чужой талант задолго до того,
как он становился очевидным для всех. Он был типичным продюсером, режиссером, а
не просто меценатом. Он подарил миру Шаляпина, помогал Поленову и Коровину,
Врубелю и Антокольскому.
И
страсть к искусству, в котором он отдыхал от , отлично
уживалась в нем с талантом финансиста, настоящей купеческой хваткой, острым
умом. Как Юлий Цезарь, он умел одновременно заниматься несколькими делами,
решая рабочие вопросы легко, на досуге. Вот что рассказывали про его завтраки.
.
Особый
интерес представляют привычки Мамонтова как предпринимателя. Как и многим
выдающимся промышленникам того времени, ему было свойственно нечеловеческое
трудолюбие. Летом в своем имении в Абрамцево он ежедневно вставал в 6 часов
утра и 4 часа в день тратил на дорогу. По пути изучал бумаги. Не работал только
по воскресеньям, из отпуска, если того требовали дела, мчался на работу - за
тысячи верст. Такой он был, Великолепный Савва, человек, который брался за
многое и во многом преуспевал - в театре, скульптуре, писательстве, рисунке.
Отличный администратор, продюсер, меценат, мечтатель и железнодорожный магнат,
у которого, безусловно, есть чему поучиться и нынешнему поколению российских
бизнесменов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://cfin.ru/
|