Юрий Павлович Казаков
Юрий Павлович Казаков
(1927-1982)
КАЗАКОВ,
ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в
семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965)
писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного
человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами
Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках
Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ),
которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати
лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе.
В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти
постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная
деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и
симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные
отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не
способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В
конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе,
пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский
спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству,
которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время
учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда
отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще
студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое
(1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий
пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика
было бесспорным.
Среди
ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и
Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные –
сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные
критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших
продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он
хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время
поездки в Париж в 1967.
Для
прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках
Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом,
охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время
смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором
нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям.
Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл
«милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок
воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в
рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и
многих других.
Особое
место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков
Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не
на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях
– в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую
руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети,
хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и
дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в
Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной
точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава
Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии
Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий
фильма Великий самоед (1980).
Герой
прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием
действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием
проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977),
главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его
маленький сын.
При
жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961),
Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и
др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове,
Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают
воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В
переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан
роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал
мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти
писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер
Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|