Юрий Карлович Олеша
Юрий
Карлович Олеша
Олеша писал о
встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной
ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.
Родился 19
февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был
акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом
католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В
Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в
Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего
писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение
Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании
гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал
юриспруденцию. В Одессе вместе с В.Катаевым, Э.Багрицким, И.Ильфом образовал
группу «Коллектив поэтов».
В годы
Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой
сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как
журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши
получили возможность эмигрировать в Польшу.
В 1922 Олеша
переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило,
для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали
М.Булгаков, Катаев, Ильф, Е.Петров и др. писатели.
В 1924 Олеша
написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл.
1928, иллюстрации М.Добужинского), посвятив его своей жене О.Г.Суок. Жанр
сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши
писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем
метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к
революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем
положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо,
доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала
огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной
критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов
здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием
его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку
Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира.
Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз.
В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).
Публикация в журнале
«Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой
романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени,
своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность
целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров
не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем
по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем
Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал
метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор
написал по этому роману пьесу Заговор чувств.
Автобиографичен
и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой.
В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.Мейерхольд,
однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был
«списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора
к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и
на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где
разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все
стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена
единственная истина: революция».
В 1930-е годы
по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль
об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель».
Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде
советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся
черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж»
спектакль Нищий, или Смерть Занда.
В дальнейшем
Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил
свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего
искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды
установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар
художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи
Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
В годы
сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд,
Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель, В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал
ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати
был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга
Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в
альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.
В годы войны
Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью
называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ
жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом
алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша
писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о
собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.
Умер Олеша
в Москве 10 мая 1960.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|