Яковлев Юрий Васильевич
Яковлев Юрий
Васильевич
Народный артист
СССР.
Родился в
Москве 25 апреля 1928 г. Мать - Ольга Михайловна Иванова, родилась в г.
Таганроге. Отец - Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в г. Воронеже.
Жена - Ирина Леонидовна Сергеева. Дети: Елена (1961 г.рожд.), Алексей (1961
г.рожд.), Антон, 1969 (г.рожд.).
Учился в
вечерней школе, работал помощником механика в гараже. 1948 - 1952 - годы учебы
в Театральном училище им. Б.В. Щукина. После его окончания пришел на работу в
Государственный академический театр им. Евг.Вахтангова.
Через два года
Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной,
виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться
- счастья не видать". Эта работа стала как бы эскизом к театральному
шедевру - спектаклю "Дамы и гусары". Тридцатилетний артист сыграл
старого майора в отставке с таким комедийным блеском и такой трогательной
наивностью, что мгновенно полюбился зрителям и спектакль продержался в
репертуаре более двадцати лет, что даже для стационарного театра явление
неординарное.
В этом же 1960
году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл
одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с
грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит
актер невероятных, безграничных возможностей.
60-80-е годы -
звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые,
разнообразные.
Если сегодня
это старик Панталоне - очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной
сказке "Принцесса Турандот", которая позволяет пользоваться большим
количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона
Чехова в документальной драме Л. Малюгина "Насмешливое мое счастье".
При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и актер создает
характер, адекватный великому русскому писателю.
Венчает галерею
Яковлевских персонажей конца 60-х герой комедии А. Островского "На всякого
мудреца довольно простоты" Глумов. Вот уж, где во всем блеске проявился
талант Яковлева - лицедея. В одном образе актер создает одновременно несколько
характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно - послушный
чиновник с Крутицким, то грозный обличитель государственной машины с
Городулиным и, наконец, истинный Глумов, гениальный авантюрист, обвинивший
общество, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться
победителем.
В 1975 году в
спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича "Господа Глембаи"
Яковлев вновь поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента
Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного
срыва, но природное чувство стиля и абсолютный вкус не позволили артисту
перейти эту грань.
В 1983 режиссер
Р.Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на
сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого "Анна
Каренина". И Каренин у Яковлева, прежде всего, человек, любящий, страдающий,
мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о
всепрощении.
Невозможно
перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более
семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо
"Великая магия" - странный персонаж, живущий в мире своих фантазий,
не желающий возвращаться в реальный мир, загадочный Казанова («Три возраста
Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»),
трагически - гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по
времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины
виноватые". Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин; нежно
и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные
русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и
музыкальности голос Юрия Яковлева.
Право
называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран
кино и телевидения. В кино Ю.Яковлев начал сниматься с 1956 года, сыграв роль Чахоткина
в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика
Дибича в картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение
начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство
свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в
разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу
повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью. Такими оказались: поручик
Ржевский из "Гусарской баллады" (1962 г.), Стива Облонский из экранизации
романа Л. Толстого "Анна Каренина" (1968 г.), писатель Потапенко из
картины "Сюжет для небольшого рассказа" (1970 г., СССР-Франция), Иван
Васильевич из одноименной комедии Л.Гайдая (1973 г.), Ипполит из "Иронии
судьбы" (1975 г.), Брюханов из дилогии "Любовь земная" (1975 г.)
и "Судьба" (1978 г.), Девятов из фильма "Мы,
нижеподписавшиеся" (1980 г.). Экран приблизил к огромной аудитории
изумительный талант выдающегося артиста Юрия Яковлева.
Но одна роль
стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти
в когорту бессмертных - князь Мышкин из экранизации И.Пырьевым романа
Ф.Достоевского "Идиот" (1958 г.). Яковлевские вопрошающие,
проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многомиллионных
зрителей.
Ю.В.Яковлев
снялся также в фильмах "Ветер" (1959 г.), "Человек
ниоткуда" (1961 г.), "Выстрел" (1967 г.), "Крах" (1969
г.), "Король-Олень" (1970 г.), "Юлия Вревская" (1978 г.),
"Идеальный муж" (1981 г.), "Карнавал" (1982 г.) и многих
других.
Ю.В.Яковлев -
Народный артист СССР, кавалер Орденов Ленина (1988 г.), Трудового Красного
Знамени (1978 г.), "За заслуги перед отечеством" III степени (1996
г.).
Юрий Яковлев
удостоен Государственной премии РСФСР в области театрального искусства - премии
им.К.Станиславского за спектакль "На всякого мудреца довольно
простоты" А.Н.Островского (1970 г.), Государственной премии СССР за
кинодилогию "Любовь земная" и "Судьба" (1979 г.),
Государственной премии России за спектакль "Без вины виноватые" (1994
г.), премии "Хрустальная Турандот" (1998 г.) и премии Деловых кругов
"Кумир" за высокое служение искусству (1999 г.). Как победитель
конкурса-смотра "Золотые маски" он награжден знаком "Серебряная
маска" за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде,
"Неоконченный диалог", 1976 г.), а также Золотой медалью им.
А.П.Довженко за фильм "Судьба" (1978 г.).
В 1997 году в
издательстве "Искусство" вышла книга Ю.В. Яковлева "Альбом
судьбы моей".
Юрий Васильевич
любит читать русских классиков, особенно - А.П. Чехова, предпочитает классическую
музыку, очень любит и хорошо знает старую Москву. С удовольствием собирает
грибы. Любит спорт: хоккей, футбол, гимнастику, фигурное катание.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|