Высоцкий Владимир Семенович
Высоцкий Владимир
Семенович
Годы жизни: 25.01.1938 - 25.07.1980
Родился
в Москве в семье служащих. Отец, Семен Владимирович, участник Великой
Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна (урожденная Серегина), родилась в
Москве, по специальности переводчик. Первые годы жизни Высоцкого прошли в
Москве; в начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал,
в город Бузулук Оренбургской области. Спустя два года они вновь возвращаются в
Москву. С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в Германии, где
служит его отец. В эти годы воспитанием Володи занимается в основном Евгения
Степановна Высоцкая-Лихалатова, вторая жена его отца, под руководством которой
он занимается музыкой — берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом
учителя-немца.
По
возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца; весной 1955 г.
переезжает жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на
механический факультет Московского инженерно-строительного института, который
вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником,
Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил
артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий
выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В.
Массальского. В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов и
участников многочисленных "капустников"; он пишет стихи, пародии,
куплеты, экспромты. По окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в
театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр
"Современник". С 1964 г. Высоцкий — актер Московского театра Драмы и
комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. С конца 1950-х гг. Высоцкий
также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей. С середины 1960-х
гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор
песен. Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б.
Окуджавы: "Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на
слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это
сам". Первой своей песней Высоцкий считал "Татуировку" (1961),
которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого начального периода
(1961—1964) опиралось в основном на традиции "блатного" фольклора и
городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на
"блатные" темы. К середине 60-х гг. в творчестве Высоцкого наметился
кризис; его приход в только что реорганизованный Театр драмы и комедии на
Таганке (1964) во многом обусловил разрешение этого кризиса. Яркая
индивидуальность театра, его интеллектуальная направленность привлекли к нему
многих интересных писателей и поэтов, актеров и ученых, композиторов. Написав
первый раз музыку к стихам А. Вознесенского для спектакля "Антимиры"
(1965), Высоцкий начинает работать для театра. Первой песней Высоцкого,
профессионально исполненной в спектакле ("Десять дней, которые потрясли
мир", 1965), была песня белых офицеров "В куски разлетелася корона".
В этот период (1964—1968) происходит тематическое и жанровое расширение
творчества Высоцкий: отклики на политические события ("китайский"
цикл), на события личной жизни ("Мой друг уедет в Магадан"),
зарисовки фельетонного характера ("Песня завистника", "Перед
выездом в загранку"). В это же время появляются первые песни-сказки
"О нечисти", "Про джинна", "Про дикого вепря",
"О несчастных сказочных персонажах", антисказка "Лукоморья
больше нет". Интерес Высоцкого к фантастике выразился в цикле
"фантастических" произведений: "В далеком созвездии Тау
Кита", "Песня космических негодяев", "Каждому хочется
малость погреться" (1966). Одновременно с этим появляются первые
"спортивные" песни: "О сентиментальном боксере", "О
конькобежце на короткие дистанции". В эти годы по-новому начинает звучать
военная тема, которая в раннем творчестве была переплетена с тюремной
("Штрафные батальоны", 1963) и впоследствии нередко обнаруживала свою
с ней связь ("Песня о госпитале", "Все ушли на фронт",
"Песня о звездах"; все — 1964). В 1965 г. в спектакле Театра на
Таганке "Павшие и живые" (поэтическая композиция по произведениям
поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого "Солдаты группы
"Центр"", а в 1966 г. в фильме В. Турова "Я родом из
детства" прозвучало несколько песен Высоцкого, в том числе "Братские
могилы" в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в
фильме С. Говорухина "Вертикаль", для которой пишет цикл
"альпинистских" песен: "К вершине", "Песня о друге",
"Военная песня". На первый план выдвигается лирическое начало. К
концу 1960-х гг. эта тенденция усиливается, чему в значительной степени
способствуют личные обстоятельства жизни поэта (знакомство летом 1967 г. с
будущей женой — Мариной Влади, французской актрисой театра и кино русского
происхождения (настоящее имя — Марина Владимировна Полякова-Байдарова). К концу
60-х гг. относятся первые (в основном — нотные) публикации произведений
Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей,
содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в
художественности, но и в "высокой идейности, подлинной
гражданственности". Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала
"Охота на волков" (1968).
В
эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть "Жизнь без
сна" (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале
"Эхо"; в отечественном самиздате распространялась под названием
"Дельфины и психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 г., заявка на
киносценарий "Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и
девушки из Шербурга" (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий
"Как-то все вышло..." (1969—1970). Но ни один из замыслов Высоцкому
реализовать не удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для детей "Вступительное
слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного" в 2
частях для издательства "Детская литература", которым она так и не
была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции
спектакля по пьесе У. Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл главную
роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но
и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее
творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и
смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и
ответственности, так или иначе окрашенные "гамлетовской" темой:
"Бег иноходца" (1970), "Горизонт" (1971), "Кони
привередливые" (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода
(1968—1973) занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в котором
размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий
придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять
искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета. В
жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем
предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще
обращается к жанру баллады. "Гамлетовским" содержанием наполнен цикл
баллад, написанный к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" (1973):
"Баллада о маленьком человеке", "Баллада о манекенах",
"Баллада об уходе в рай", "Прерванный полет". Впервые
появляются произведения исповедальной ("Я не люблю", 1969;
"Маски", 1971; "Памятник", 1973; "Когда я отпою и
отыграю", 1973) и любовной лирики ("Мне каждый вечер зажигает
свечи", 1968; "Маринка, слушай, милая Маринка", 1969; "Нет
рядом никого, как ни дыши", 1969; "Люблю тебя сейчас", 1973).
Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот
период созданы наиболее значительные произведения о войне — "Песня о
Земле" (1969), "Он не вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем
Землю" (1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою
первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле
стихов "Из дорожного дневника". Позднее первое стихотворение этого
цикла "Ожидание длилось, а проводы были недолги" опубликовано с
купюрами в альманахе "День поэзии. 1975". Это была единственная
прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы
Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над
циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма "Стрелы Робин
Гуда" и драматургом Э. Володарским для спектакля "Звезды для лейтенанта".
В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике "Юманите"
и на вечере советской поэзии в "Павийон де Пари" с группой поэтов (К.
Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич).
В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии,
Италии, США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий — один из участников альманаха
"Метрополь", организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым,
исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было
представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом отношении, так
и по времени их написания: от самых ранних ("Ребята, напишите мне
письмо...") до более зрелых ("Банька по-белому", "На смерть
Шукшина", "Горизонт").
Наиболее
зрелый этап творчества поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии
Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до
судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны
жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым
началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи"). В 1970-е
гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием
записаны на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден",
"Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан
им для музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы
Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над
прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские
каникулы", в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре,
вынашивает идею создания "авторского" кино.
25
июля 1980 г. в своей московской квартире Высоцкий скончался от сердечного
приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|