Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио (1869–1949)
Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио
(1869–1949)
Гвоздецкий В. Л.
Генрих Осипович Графтио родился в семье
железнодорожного техника. Благодаря усилиям родителей, своим упорству и
способностям он получил два высших образования. Закончив в 1892 году
физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, а в 1896
году Петербургский институт инженеров путей сообщения, молодой специалист
уезжает на стажировку за границу. Работая на крупнейших заводах Европы и США,
он знакомится с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей,
обретает практический опыт по эксплуатации и ремонту энергетического
оборудования.
По возвращении в Россию Г. О. Графтио разворачивает
активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной
гидроэнергетики и электрификацию железных дорог. В качестве практических мер
молодой специалист предпринимает ряд поездок по югу страны. В 1900 году он
обследует водотоки восточного берега Черного моря – от Новороссийска до реки
Кодори, а в 1904 году проводит изыскания в бассейне реки Бомбак-Чай. Целью
экспедиций была проработка возможности возведения гидроплотин и использования
полученной электроэнергии взамен паровой на железнодорожном транспорте.
Одновременно под его руководством решаются вопросы строительства магистралей
Гербы – Ченстохов, Бахчисарай – Ялта, Салхино – Караклис. Эти проекты получили
поддержку научно-технической общественности и административных кругов России,
но реализация их была отложена из-за чрезмерно больших капиталовложений.
В 1906 году Г. О. Графтио приступает к разработке
вопросов строительства трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством
возводится центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, прокладывается
более 100 километров линий электрических контактных проводов, строится пять
электроподстанций, возводится три вагонных парка и оборудуются более 100
моторных трамвайных вагонов.
В целях решения проблемы бесперебойного
энергообеспечения промышленности и коммунально-транспортных служб Петербурга
Графтио предпринимает несколько комплексных экспедиций по изучению рек Невы,
Волхова, Свири, Малой Иматры, Вуоксы. В этой работе принимают участие
сотрудники Военно-топографического управления Министерства путей сообщения, а
также большой отряд студентов Петербургского электротехнического института. В
результате были получены ценные топографические, геологические и
гидрологические материалы. Они составили основу проектной документации по
строительству гидроэнергетических объектов области, крупнейшим из которых была
Волховская ГЭС. Практическая возможность возведения станции открылась только
после прихода к власти большевиков и смены в стране политического режима.
В годы студенчества в отличие от многих сверстников
Графтио не проявлял тяги к играм в революционную вольницу, не растрачивал
попусту силы и время на уличное фрондерство и юношескую маяту о "народном
счастье", сторонился каких бы то ни было сходок, сборищ, общественных
выступлений, был далек от политики, законопослушен, занимался всегда
исключительно своим любимым инженерным делом. Вместе с тем, тщетно пытаясь в
течение ряда лет продвинуть вопросы гидростроительства на Волхове, Свири и
других водных артериях Севера, он постоянно сталкивался с пассивностью и
равнодушием властей. Это вызывало непонимание и огорчение.
Пришедшие в 1917 году к власти большевики словом и
делом заявили о намерении электрифицировать Россию. Графтио был приятно
удивлен. Настороженность в отношении нового руководства страны и неприятие
практических методов его действий были потеснены в душе гидростроителя надеждой
и ожиданием своей востребованности.
Сооружение Волховской ГЭС было одним из первых и
главных пунктов ленинской программы электрификации. Уже в декабре 1917 года
Ленин предпринимает ряд конкретных шагов по развертыванию строительства. Позже
Графтио об этом вспоминал: "Примерно в декабре 1917 г. ко мне на квартиру
приезжал Смидович с предложением доложить о возможности осуществления
запроектированной мною Волховской гидростанции. Я сразу и охотно согласился. В
январе 1918 г. по поручению Владимира Ильича я составил смету. 14 июля 1918 г.
меня вызвали в Москву, в Совнарком, где рассматривался вопрос о Волховстрое. В
1919 г. мы построили на Волхове бараки для рабочих, материальные склады и
другие самые необходимые сооружения".
Неверие и настороженность в отношении большевиков и их
лидера – поначалу Графтио обращался к Ленину не иначе как сухо и официально:
гражданин Ленин – уступили место чувствам уважения, согласия, а позже – и признательности.
Объяснялось это прежде всего повседневной включенностью руководителя страны в
"волховское дело" – без этого строительство ГЭС было бы просто
невозможным. От материально-финансового и кадрового обеспечения работ до
выделения подвод под перевозку теса и инвентаря – таков был круг постоянных
забот Ленина о "деле архиважном и прописном для нужд красного
Питера".
Ленин умел очаровывать собеседников и делать их
союзниками. Его личное обаяние и одержимость электрификацией навсегда
расположили к себе доверчивого и искреннего Графтио. Руководитель Волховстроя
вспоминал: "Работа продвигалась медленно. Шла гражданская война, молодая
Республика переживала тяжелые дни. На строительстве не было людей. Во время
работы на Волховстрое мне приходилось лично встречаться с Владимиром Ильичем и
несколько раз обращаться к нему с письмами и телеграммами по вопросам работы на
стройке.
Первое личное вмешательство В. И. Ленина было по моей
просьбе, когда нам препятствовали заказать турбины для Волховской ГЭС.
Другой раз я был у Владимира Ильича по вопросу об
отпуске денег. Ленин был очень прост и обаятелен в обращении. Когда я пришел на
заседание Совнаркома, Владимир Ильич пригласил меня сесть к нему ближе и
рассказать о всех наших нуждах, и все наши просьбы были удовлетворены".
Сближению строителей новой жизни способствовало
постоянно присутствовавшее у Графтио чувство некоторой неловкости за свою
дореволюционную аполитичность. Он стремился зарекомендовать себя в глазах
"главного толкача электрификации" лояльным попутчиком и
доброжелателем власти рабочих и крестьян. Ленин же, в свою очередь, осознавая
незаменимость и нужность "белых воротничков", то есть технократов
старой выучки, оказывал Графтио покровительство и содействие во всех, в том
числе и житейских, делах. А в этом "вполне наш спец" очень нуждался.
Руководитель государства личным вмешательством пресек домогательства
председателя комбеда дома, где проживал выдающийся энергетик, приостановил в
отношении инженера происки Петрогубчека, установил ряд социальных льгот,
которых Графтио был лишен в силу своего происхождения.
Участвуя в электрификации, руководитель страны
одновременно формировал и государственно-правовые основы власти большевиков на
перспективу. Так, в борьбе с волокитой в поставках оборудования на Волховстрой
Ленин пунктирно обозначил свое видение основ пролетарской юриспруденции,
которое впоследствии обернулось колоссальной трагедией для страны и народа. В
письме к Наркому юстиции Д. И. Курскому он требовал: "…поставить дело
волокитчиков на суд; добиться ошельмования виновных; …подобрать 4-6 случаев
"поярче" и сделать из каждого суда политическое дело; найти 2-3 умных
"экспертов" из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться травить
за волокиту". Волокиту в рамках Волховстроя победили и оборудование доставили.
Графтио искренне благодарил Ленина, коммунистов, пролетарскую власть в целом.
В 1920 году по предложению Г. М. Кржижановского
талантливого энергетика ввели в руководящий состав Комиссии ГОЭЛРО. Им были
подготовлены два крупных раздела плана "Электрификация и транспорт" и
"Электрификация Кавказского района". После завершения работы Комиссии
Графтио возвратился к своему главному детищу – Волховской ГЭС.
Строительство гидроэлектростанции длилось с перерывами
восемь лет, и было завершено в 1926 году. На Волховской ГЭС было установлено 8
турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены
Ленинградским заводом "Электросила", что положило начало развитию
отечественного гидроэнергомашиностроения. Возведение крупнейшей ГЭС решило
проблему энергоснабжения Ленинграда и его области. Кроме того, благодаря
созданному плотиной подъему уровня реки и постройки шлюза, было обеспечено
безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении.
Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и
развит Г. О. Графтио на строительстве Нижне-Свирской ГЭС. Возглавив Свирьстрой,
талантливый инженер решил ряд сложных научно-технических проблем. Впервые в
практике мирового гидростроительства был реализован опыт возведения плотины с
большим напором на слабых грунтах – девонских глинах. Вопреки предложениям
американских советников возводить плотину с глубоким заложением на кессонах для
передачи упора на нижние слои грунта, Г. О. Графтио положил в основу
строительства принцип распластанного основания, обеспечившего высокую
эффективность и надежность сооружения.
За пять лет строительства (1928–1933) был сооружен
сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции,
судоходного шлюза и береговых земляных дамб, вынуто около 5 млн. кубометров
грунта, уложено 600 тыс. кубометров бетона и железобетона, смонтировано более
4,5 тыс. тонн гидротехнических металлоконструкций. Все гидрогенераторы станции
были изготовлены на Ленинградском заводе "Электросила". Впервые в
стране была построена ЛЭП Нижне-Свирская ГЭС – Ленинград напряжением 220
киловольт.
Об опыте возведения Нижне-Свирской ГЭС Г. О. Графтио
сделал полуторачасовой доклад на заседании Шведского общества инженеров.
Выражая мнение собравшихся, известный ученый и инженер Даландер сказал:
"Прежде мы были приучены к тому, чтобы обращать взоры к великой стране на
западе, чтобы искать там наибольшее в мире. Впредь мы будем искать это
наибольшее на востоке".
По завершении в начале 1930-х годов работ по
реализации плана ГОЭЛРО перед И. В. Сталиным встал вопрос, как быть с ведущими
электрификаторами, имена которых стали в сознании народных масс символами
героики созидания, индустриализации, крупнейших хозяйственных объектов первого
пятилетнего плана. Логика служебного роста и карьеры предполагала их дальнейшее
продвижение на руководящие хозяйственные посты, теперь уже общегосударственного
масштаба. Однако это входило в противоречие с кадровой политикой и авторитарной
стратегией вождя. Пришло время его хозяйственной креатуры. На первый план
выдвигаются А. А. Андреев, Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов, Г.
К. Орджоникидзе и другие.
Сталин находит оригинальное и по-своему неуязвимое
решение. Он переводит в систему Академии наук (попросту говоря, ссылает в
науку) главных творцов плана ГОЭЛРО. В 1932 году, минуя все промежуточные
ступени, действительными членами АН стали И. Г. Александров, Б. Е. Веденеев, А.
В. Винтер и Г. О. Графтио. Официальным аргументом для избрания были их заслуги
в возведении флагманов гидроэнергетики, в том числе Волховской и Свирской ГЭС.
Независимость, авторитет, масштабы личности, знания "полководцев народного
хозяйства" (так их называл очутившийся чуть раньше в аналогичной ситуации
Кржижановский) были в одночасье нейтрализованы. Стрелки их очевидного партийно-советского
и хозяйственного роста были переведены в неторопливо-кабинетное русло
академического бытия.
Выдающийся инженер, организатор производства, а с 1932
года и "промышленный академик" Графтио уделял большое внимание
подготовке и формированию высших технических кадров. Начиная с 1907 года, и до
конца жизни он преподавал в Петербургском электротехническом институте. В годы
войны Г. О. Графтио отдавал все свои знания и опыт организации эвакуации в
Среднюю Азию энергетического оборудования и ввода его в строй. После
возвращения в Ленинград он, несмотря на преклонный возраст, активно включился в
процесс восстановления энергетического потенциала столицы на Неве. За заслуги
перед Родиной выдающийся энергетик был награжден многими орденами и медалями. Его
имя присвоено Нижне-Свирской ГЭС и улице в Санкт-Петербурге, на которой
расположено общежитие студентов Электротехнического института, где он
проработал более четырех десятилетий.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|