Вольтер
Вольтер
Вольтер
(1694-1778) Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только
блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный
символ эпохи Просвещения, "не человек, но век", как говорил о нем
другой знаменитый французский писатель - Виктор Гюго. Он родился в семье
богатого нотариуса. Вольтер учился в лучшем иезуитском коллеже, где его
соучениками были дети из знатных семей, потом изучал право.
Он с юности
вращался в литературной среде, прошел в ней школу вольнодумства, стал писать
дерзкие и остроумные стихи. Они принесли Вольтеру не только известность, но и
навлекли неприятности - поэт был, хоть и ненадолго, заключен в Бастилию. С
этого момента жизнь Вольтера приобрела беспокойный и драматический характер: он
подвергся всяческим гонениям со стороны церкви и французского двора, был
вынужден уехать в Англию, затем - в провинцию подальше от Парижа, провел
несколько лет в Пруссии, куда был приглашен королем и откуда уехал после
конфликта с ним. Последние двадцать четыре года своей жизни Вольтер провел в
купленном им имении Ферней на территории Женевской республики, около границы с
Францией. Он не мог приехать в Париж, опасаясь преследований, но лучшие умы
Франции и других стран Европы совершали своеобразное паломничество к
"фернейскому философу", как его называли". Вольтер оказывал
огромное влияние на всех не только как замечательный писатель и разносторонне
образованный человек. Его гражданская роль, его общественная позиция и
деятельность просветителя имели столь же важное значение и для его
современников, и для последующих поколений. Когда за несколько дней до своей
смерти Вольтер приехал в Париж, его почитатели устроили ему настоящий триумф, а
во время Великой французской буржуазной революции, в 1791 г., прах писателя был
торжественно перенесен в Пантеон - усыпальницу величайших людей французской
истории и культуры.
Творчество
Вольтера необычайно многолико - и по тематике, и по жанрам, и по стилю.
Писатель отдает дань всем художественным течениям эпохи - от классицизма до
сентиментализма и всем жанрам - трагедии, эпопее, исторической хронике,
эпиграмме, героико-ко-мической поэме, философскому эссе... (трагедии
"Эдип", "Заира", "Фанатизм, или Пророк Магомет",
"Катилина, или Спасенный Рим", "Китайский сирота";
эпическая поэма "Генриада", ирои-комическая поэма "Орлеанская
девственница", дидактическая поэма "Рассуждение в стихах о
человеке"; философские повести "Задиг, или Судьба",
"Микромегас", "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный",
"Принцесса Вавилонская"; сочинения по философии и истории "Век
Людовика XIV", "Опыт о нравах и духе народов", "Философский
словарь" и др.). Но самое популярное в наследии Вольтера, самое
неувядающее в нем - это его остроумные и изобретательные, изящные и глубокие,
веселые и серьезные в одно и то же время философские повести. Лучшая среди них
- "Кандид". Эта повесть - свидетельство не только зрелости писателя,
но и определенного перелома, который произошел в его взглядах после печально
знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 г.
До этого
события Вольтер разделял оптимистические взгляды немецкого философа Лейбница,
убежденного в том, что вселенная устроена столь разумно, что даже зло - лишь
необходимый частный элемент всеобщего добра и на самом деле "все к лучшему
в этом лучшем из миров". Повесть "Кандид" написана Вольтером уже
как опровержение подобного тезиса. Используя известную еще античному роману
сюжетную схему любовного приключения - двое влюбленных разлучены силою обстоятельств,
переживают множество опасных приключений, но в конце концов соединяются вновь
столь же юными, чистыми и прекрасными, как и до разлуки, - Вольтер пишет
одновременно и веселую пародию на такое повествование, представляя язвительное
и точное обозрение современной ему действительности. В эту сложную,
неблагополучную, исполненную зла и несправедливости действительность вытолкнут
обстоятельствами наивный молодой герой. Вначале он пытается смотреть на жизнь
так же безоглядно оптимистически, как его учитель, философ Панглосс. Но жизнь в
конце концов вынуждает Кандида опровергнуть эту философию. Однако герой, как и
его создатель, приходит не к крайнему убеждению - пессимизму, а выбирает мудрую
жизненную философию, содержащуюся в изречении "надо возделывать свой
сад". Смысл этих слов не только в прославлении упорной работы для
собственного блага, но и в поддержке решимости, необходимой каждому человеку
для решения его проблем.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
|