Волошин Максимилиан Александрович
Волошин
Максимилиан Александрович
Годом своего
духовного рождения М. А. Волошин считал 1900-й — "стык двух
столетий", "когда явственно стали прорастать побеги новой культурной
эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом
поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги
времен". "То же, что Блок в шахматовских болотах, а Белый у стен
Новодевичьего монастыря", Волошин "переживал в те же дни в степях и
пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов". Вдохновленные Вл.
Соловьевым эсхатологические чаяния нового века явились исходным толчком
странствий духовно гостеприимного поэта, художника, литературно-художественного
критика по различным историческим эпохам и культурам. Эллинская древность и
Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие
достижения искусства Запада — все манит и влечет Волошина, его творческий гений
хочет "все видеть, все понять, все знать, все пережить". "Поэт,
соблазненный всеми облачениями и всеми масками жизни: порхающими святыми
барокко и штейнеровскими идолослужениями, загадками Маллярмэ и
каббалистическими формулами замков, неотмыкающими ключами Апокалипсиса и
дендизмом Барбэ д'0рвильи", — таким представал он Илье Эренбургу.
М. А.
Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и отчасти
гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет
(занятия были прерваны из-за участия в студенческих волнениях, добровольной
"ссылки" в Среднюю Азию, а затем отъезда в Париж). В 1893 г. мать
поэта, Елена Оттобальдовна, приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный
суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований
(тавры, скифы, печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия
древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в
поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно
превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей
искусства. В разное время здесь жили: А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, В. Я.
Брюсов, И. Г. Эренбург, Андрей Белый, А. Н. Бенуа, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов,
А. П. Остроумова-Лебедева и многие, многие другие.
В 1903 г.
Волошин быстро и легко знакомится с кругом московских символистов (В. Я.
Брюсов, Андрей Белый, Ю. К. Балтрушайтис) и петербургских художников "Мира
искусства", в 1906 — 1907 гг. он близок к петербургскому литературному
салону — "башне" Вяч. Иванова, в 1910-е годы примыкает к редакции
журнала "Аполлон". Миролюбивый и открытый для общения, он, однако,
остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде.
Редактор "Аполлона" С. К. Маковский вспоминал, что поэт всегда
"оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию и по
универсализму художнических и умозрительных пристрастий".
В культурной
ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился
в Европу учиться "художественной форме — у Франции, чувству красок — у
Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса,
строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера,
стиху — у Готье и у Эредиа". В Париже он входит в литературные и
художественные круги, знакомится с европейскими представителями нового
искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А.
Дункан, О. Рэдоном). О новейшем искусстве Франции читатель узнавал из
корреспонденции Волошина в "Руси", "Окне", "Весах",
"Золотом руне", "Перевале". Его переводы познакомили
русскую публику с творчеством X. М. Эредиа, П. Клоделя, Вилье де Лиль Адана,
Анри де Ренье.
Первая
публикация восьми его стихотворений, подвергшихся редакторской правке П. П.
Перцова, появилась в августовском номере "Нового пути" за 1903 г. 3.
Н. Гиппиус, для которой критерием истинной поэзии были стихи-молитвы, увидела в
Волошине "поэта-коммивояжера", "отличающегося необыкновенной
легкостью". В 1906 г. поэт предложил издать книгу стихов "Годы
странствий" М. Горькому, в последующие годы то сборник
"Звезда-полынь", то "Ad Rosam" анонсировался издательством
Вяч. Иванова "Оры". Ни один из этих планов не был реализован.
Наконец, в 1910 г. издательство "Гриф" выпустило в свет "Стихотворения"
— итог десятилетней поэтической деятельности (1900 — 1910). В. Я. Брюсов
сравнил их с "собранием редкостей, сделанных любовно просвещенным
любителем-знатоком". "Живопись, — заметил Вяч. Иванов, — учила его
видеть природу; книги о тайном знании — ее слышать; творения поэтов — петь...
Таково было великолепное ученичество ученика мудрецов и художников, не
научившего странника в миру" одному — таинству Жизни". М. Кузмин
указал на "своеобразную таинственность переживаний" и "большое
мастерство, не похожее на приемы других художников". В качестве
недостатков сборника назывались замкнутость в тесном кругу своих переживаний,
перегруженность стиха, пристрастие к слишком красочным эпитетам.
Три последующих
сборника: "Anno mundi ardentis. 1915" (1916), "Иверни"
(1918) и "Демоныь глухонемые" (1919) — отразили эпоху социальных
катаклизмов (первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции). Теперь
судьбы мира и судьба России выдвигаются поэтом на первый план. Стараясь понять
происходящее, он часто обращается к историческим и мифологическим параллелям.
Его поэтический голос обретает пророческий накал. Известна мужественная и
гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от
жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым
или красным. Белый, посетивший поэта в 1924 г. в Коктебеле, писал: "Я не
узнаю Максимилиана Александровича. За пять лет революции он удивительно
изменился, много и серьезно пережил... с изумлением вижу, что "Макс
Волошин стал ..Максимилианом"; и хотя все еще элементы "латинской культуры
искусств" разделяют нас с ним, но в точках любви к современной России мы
встречаемся, о чем свидетельствуют его изумительные стихи. Вот еще
"старик" от эпохи символизма, который оказался моложе многих
"молодых"".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
|