Владимир Николаевич Крупин
Владимир Николаевич Крупин
(род. 1941)
КРУПИН,
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1941), русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в
с.Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив
сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты.
Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им.
Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с
лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях "Прости,
прощай..." (1986) и "Курс молодого бойца" (1990). Работал на
Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах,
преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП
СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала
«Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998
главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Начал
с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо
Крупина — автора «деревенской прозы» — проявилось в рассказах и повестях, в
т.ч. в сб. "Зерна", повести "Варвара", "Ямщицкая
повесть" (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в
уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле
в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве.
Широкую известность принесла Крупину повесть "Живая вода" (1980),
осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 — начала 20 вв.
социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации:
открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население
от пагубной русской привычки — алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора,
иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и
надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и
трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах "Сороковой
день" (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта — "Тринадцать
писем", до 1987), повесть "Боковой ветер" (1982), "Повесть
о том, как..." (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую,
уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные
любимые герои Крупина — чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые
юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий,
сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу —
лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство,
и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в
широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов "Вятская
тетрадь" (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах,
а воспоминания о военном детстве — с рассказом о судьбах интересных людей.
Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия,
родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором
самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала — над поиском
материальных благ, проявляется и в повести "На днях или раньше"
(1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе "Картинки с
выставки" (1979) и в повести "От рубля и выше" (1981), где
стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как
путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.
С
началом «перестройки» Крупин активно выступает с
«государственно-патриотических» позиций — и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание
о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и
атмосфере в писательской среде — "Спасение погибших", 1988; повесть
"Прощай, Россия, встретимся в раю", 1991, показавшая агонию русской
деревни конца 20 в., когда в отчизне Крупина установились порядки,
отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, — мысль, питающая
повесть "Как только, так сразу", 1992, составленную в форме записок
врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш
современник» и «Москва» — "Крест и пропасть", "Горе
горькое" — о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего,
христопродавцы, вы Россию довели...», очерк "Крестный ход" и др.).
Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина,
особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования
частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества
создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные»
ценности — прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ
"Янки, гоу хоум!", 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных
семейных добродетелей ("Свет любви": Книга прозы, 1990; составление
сб. "Мы строим дом": Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия
(повесть "Великорецкая купель", 1990) и покаяния как пути к
православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию
("Слава Богу за все": Путевые раздумья, 1995, и др.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|