Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев
Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН
(1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные
качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В
социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859),
«Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды»
(1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи
разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах
«Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое
движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе»
(1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное
влияние на развитие русской и мировой литератур.
ТУРГЕНЕВ
Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября)
1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге], русский писатель.
По
отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная
Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд
Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося
тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья
переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших
домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности
(1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с
отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В
1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот
приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С.
Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около
сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма
«Стено»).
В
мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве).
Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в
очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев
живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими
языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После
короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая
1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в
Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре
начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой
(в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на
службу в Министерство внутренних дел.
В
1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую
оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846
Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную
ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме
(«Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю.
Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1
ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной
Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее
течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по
июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель
французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его
путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.
Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков»
(1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где
тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в
деревне» (1855).
Главное
дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов,
начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок
охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала
«Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее
добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874).
Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной
ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной
порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии
(детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но
неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского
человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности,
«Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева:
отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема,
намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин
луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).
В
апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую
(там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря
1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А.
А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга
«Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К.
Толстой.
До
июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в
Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с
И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие
в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.
Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не
закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой.
Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка»,
«Фауст» (обе 1856).
«Рудиным»
(1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
«современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства,
природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек»
Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и
надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо»,
1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный»
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть
России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек»
Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862;
пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди
остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей
погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи
«Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но
по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве,
различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях
черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и
поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон
Кихот», 1860).
Отбыв
за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных
отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской
зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в
Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей,
поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г.
Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит
в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет
члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
После
«Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий
день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся
«Современником» (в частности, с Н. А.
Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с
«молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А.
Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым
«расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в
статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.
Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки»
(1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте»
мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории
лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни
торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости
человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в
большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо
она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом
современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное)
ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в
романе «Бесы», 1871).
В
1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в
Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко
сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г.
де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и
западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на
международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом;
в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты
с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает
материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в
честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает
бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной,
окрасившее его последние приезды на родину.
Наряду
с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и
упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев
обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные
темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии
близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной
болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую
манифестацию.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://turgenev.org.ru/
|