Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти
СВЯТОЙ
АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ
Апостол Иаков, брат Господень, есть сын Иосифов, спутник
его и Пресвятой Девы Марии в Египет. По воскресении Своем Господь удостаивает
его Своим особенным явлением, и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию
Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви
— матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил
великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих.
Апостол Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между
ними первым именем Иакова.
Сего апостола
Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла
(Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его
жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк.
ХV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30
день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие
считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют
к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева,
призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в
предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4
января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно
с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти,
от Иакова Алфеева.
Иаков,
песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется
сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ,
55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем
Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого
Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас “даянию благому и дару
совершенну от Отца светов подаятися человеком” (Иак. 1,17); следовательно
писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового
Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за
веру Христову с крыла церковного.
Основание, по
которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева,
частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым
названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5.
Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так,
Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский
(404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от
Иакова Алфеева.
Итак, апостол
Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и
Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По
воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV,
7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран
и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви — матери Церквей
христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у
всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после
своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и
братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном
столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9).
На соборе
Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли
христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков,
епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено
ощутительным изволением Св. Духа (Деян. ХV). Именем Иакова отличен брат его ап.
Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает
наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем
показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики
евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем
уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой
обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних
церковных преданий. Он пишет: “когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря,
отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих
замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы
вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен
апостолов и доныне всеми именуемый “праведным”, был свят от утробы матери
своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался
елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому
что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его
обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От
непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его
ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом,
что значит: защита или оплот народа и правда.
Церковь
Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. ап.
Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших
оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан,
книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что, таким образом, пожалуй и
весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали
ему: просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признает Иисуса Христом.
Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно
Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что ты
праведен и безпристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно
Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху
ты виден был, и слова твои слышны были всему народу. А на Пасху собрались тогда
все колена иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи
действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему:
“праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует
Иисусу распятому, скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого”?
Иаков громким
голосом отвечал: “Для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? Он
восседает на небесах одесную великой Силы и опять придет на землю на облаках
небесных”! Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали
славословить Иисуса, восклицая: “Осанна сыну Давидову!” А книжники и фарисеи
говорили между собою: “Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство,
взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили
ему”, и закричали: “Э! Э! и праведный заблуждает”! Взбежав наверх, они
столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не
вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: “Господи Боже Отче,
отпусти им, они не ведают, что творят”!
Между тем как
на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал:
“Перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится”. Но в это самое время
один из них суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил
преподобного по голове, и он скончался около 63 года по Р. X. На этом же месте
и погребли его, над его могилою подле храма и доселе стоить памятник. Таким
образом, Иаков был верным свидетелем для иудеев и язычников, что Иисус есть
Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его,
что беспристрастные из иудеев именно мученическую его смерть почитали причиною
немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян. Вот что
известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых
“посланий”. Это послание св. ап. Иаков написал около 59 года по Р. X. к
рассеянным иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение.
Ему же принадлежиг и Божественная Литургия, известная под именем ап. Иакова,
которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола, и на
основании которой изложены Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна
Златоустого.
Мученическая
кончина св. Иакова брата Господня последовала в 63 году по Р. X. Если при жизни
своей ап. Иаков пользовался всеобщим уважением: то память праведного без
сомнения по смерти его сохранялась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке
Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь
Иакова, брата Господня, ныне поемыя в день его памяти.
В своих
песнопениях Церковь прославляет св. ап. Иакова, брата Господня по плоти, яко
ученика Господня, восприявшаго Евангелие; яко мученика, стяжавшаго неизреченное
блаженство; яко брата Божия, имеющаго дерзновение; яко иерарха, молящагося за
нас. Называет его первым пастырем и учителем иерусалимлян и верным строителем
таинств.
В Москве, на
Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. ап. Иакова с 1853
года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея.
Список
литературы
Архиепископ
Филарет (Гумилевский). Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти. (Жития
святых), 2000
|