Святитель Тихон, патриарх всероссийский
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ
Святитель Тихон
родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда
Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и
юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с
крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой
религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.
Когда Василий
был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он
с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их.
"Знаете, - заговорил он, - я сейчас видел свою покойную мать, которая
предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет
горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет
великим". Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью
исполнилось на всех трех братьях.
Учился Василий
в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался
ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста,
белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство
уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и
всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за
разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении
многочисленных в Семинарии сочинений.
В 1888 году
Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию
и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию
преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города
Пскова.
Стремясь своей
чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни,
в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город.
Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить
себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и
смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.
Из Псковской
Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию,
где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898
году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением
его викарием Холмской епархии.
Епископ Тихон
ревностно отдавался работе по устройству нового викариатства, а обаянием своего
нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населения,
но и литовцев и поляков.
14 сентября
1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за
океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года -
архиепископа. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон
много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве
своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке
храмов для православных русских людей. А любовным ко всем отношением, в
частности, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания
бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее уважение. Американцы
избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.
В 1907 году он
вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. Одним из первых
распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое
запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай
земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей
его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином
города.
В 1914 году он
- архиепископ Виленский и Литовский. После перевода в Вильно он сделал особенно
много пожертвований в различные благотворительные учреждения. Здесь также
выявилась его натура, богатая духом любви к людям. Он напрягал все свои силы к
тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря войне
с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.
После
Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его
членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян
избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного
архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.
15 августа 1917
года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став
его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и
председателем Собора.
Собор ставил
своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго
канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед
Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании Патриарха решено было
голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить
воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием
членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ
Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский
Тихон.
Перед
Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм
Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах
Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из
трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил
имя избранника - митрополита Тихона.
Став во главе
русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным,
простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном,
поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Широкую
доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома
всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце -- ласковое,
отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной
жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел
и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего
Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было
нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.
Неизмеримо
тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной
разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних
расколов и потрясений, вызванных всевозможными "живоцерковниками",
"обновленцами", "автокефалистами". Ситуация осложнялась и
внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти
богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда
отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и
гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов
России приходили к Патриарху известия об этом.
Своим
исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог
собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В период
церковного безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком, указывающим
путь к истине Православия. Своими посланиями он звал народ к исполнению
заповедей Христовой веры, к духовному возрождению через покаяние. А его
безукоризненная жизнь была примером для всех.
Для спасения
тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к
ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября
1919 года, уже в самый разгар гражданской войны, он издал Послание с
требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу. Летом 1921 года
разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи
голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и
благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих
богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале
1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные
предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись
святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое
негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у
многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На
местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По
России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч
верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж, в связи с чем он
находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.
Особенно много
послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви
пору так называемого "обновленческого раскола". Святейший проявил
себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов
истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что
бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".
"Прошу
верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере
чистоты и крепости Православия", - твердо и авторитетно говорил Патриарх.
Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал
и духовенство: "Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины
Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились
на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!"
Крайне больно
было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха.
Внешние и внутренние церковные потрясения, "обновленческий раскол",
непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению
церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение,
злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная
критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий
организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать.
В воскресенье,
5 апреля 1925 года он служил последнюю литургию. Через два дня Святейший
Патриарх Тихон умер. В свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу
и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: "Слава
Тебе, Господи, слава Тебе..." - в третий раз перекреститься он не успел.
Проститься с
Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение
каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы,
где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.
На ответственном
посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной
лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти
годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры
в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих.
Тропарь, глас
1:
Апостольских
преданий ревнителя, и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы
положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона
восхвалим, к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским
ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, рсточенная чада ея во едино стадо
собери, оступившия от правыя веры к покаяния обрати, страну нашу от
междоусобныя брани сохраниа, и мир Божий людем испроси.
Кондак, глас 2:
Тихостию нрава
украшен, кротость и милосердие кающимся являй, во исповедании Православныя веры
и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, свяителю Христов Тихоне.
Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.
Из службы
святителю.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravoslavie.ru/
|