Светлов Михаил
Светлов Михаил
А. Тарасенков
Светлов
Михаил Аркадьевич (1903—) — современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С.
сформировался в 1924—1927. Входил в группу «Перевал» , позднее — в РАПП .
Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии.
Торжественный
романтический пафос нашей революции — характернейшая черта творчества С. В его
книгах большое место занимает гражданская война — в пороховом дыму, бряцании
сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе
яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. («Гренада», «Звезды»,
«Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои С. — это
символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С.
герой «Гренады». Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он
прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты — тщательное
детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него
с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.
Скрестив
в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», С.
создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С.
оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не «советская копия» Гейне.
Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных
ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по
адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, который захотел бы
отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей
современности. В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» (1927) С.,
прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй»,
иронически кается:
«Простите
меня — я жалею старушек,
Но
это — единственный мой недостаток».
Ирония
служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с
тем подлинно революционной жизни, которые он хочет лирически возвысить,
облагородить, и теми сторонами действительности, которые требуют устранения,
отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. — это схоласты, леваки, упрощенцы.
Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых
оппонентов (стих. «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена
глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции
(«Нэпман»). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное
отношение поэта к описываемому.
Мировоззрение
С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола
эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых
мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы
восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на
время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно
время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ,
вопринимались С. в 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное».
Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же
время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом
мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения —
пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении
«Дон-Кихот» (1929). В это же время С. создал ряд первоклассных стихотворений.
Такова напр. «Рабфаковка» (1925), в которой С. удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных
сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей
твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное
стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» (1933).
Нередко,
когда С. обращается к поэтическому воплощению героических тем современности,
стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над
Москвой», ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).
Упадочные,
пессимистические мотивы в настоящее время С. преодолевает. С. идет по
правильному пути, — он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не
зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а
старается насытить его новым и свежим социальным материалом.
Список литературы
I. Рельсы, Стихи, предисл. В. Рожицына, изд.
«Молодой рабочий», Харьков, 1923
Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924
Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков,
1923
Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М.,
1925
Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия»,
(М.), 1927
Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. —
Л., (1928)
Книга стихов, Гиз, М. — Л., 1929
Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929
Гренада, изд. «Молодая гвардия». (М.), 1930
То же, Гиз., М. — Л., 1930, Избранные стихи
(1923—1931), изд. «Федерация, М., 1932
Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для
детей: Горнист, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1931.
II.
Машбиц-Веров И. М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия»,
1925, № 8
Асеев Н., М. Светлов, «На литературном посту»,
1927, № 10
Пакентрейгер С., Лирика ума (М. Светлов),
«Новый мир», 1927, № 10
Поступальский И., Поэзия М. Светлова,
«Звезда», 1929, № 4
Рыкова Н., Михаил Светлов, «На литературном
посту», 1929, № 17
Виноградов И., О творчестве М. Светлова, там
же, 1929, № 20
Сурков А., Поэзия на новом этапе, «Молодая
гвардия», 1931, № 5—6
Соловьев В., Михаил Светлов, «Ленинград»,
1930, № 3
Лейтес А., Перевооружение романтики. М. Светлов,
«Литературная газета», 1933, № 57, 11 дек. Отзывы: Смирнов Н., «Красная новь»,
1923, № 7 (о «Рельсах»)
Исбах И., «Октябрь», 1924, № 1
Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, № 4—5
Исбах И., «Книгоноша», 1924, № 16 (о «Стихах»)
Веров А., «Октябрь», 1925, № 5
Машбиц-Веров И., «Новый мир», 1925, № 6 (о
«Корнях»)
Оксенов Ин., «Звезда», 1927, № 8
Поступальский И., «Красная новь». 1927, № 7 (о
«Ночных встречах»)
Его же, «Новый мир», 1929, № 5 (о поэме
«Хлеб»)
Зелинский К., «Литературная газета», 1929, № 12
Зенкевич М., «Новый мир», 1930, № 2 (о «Книге
стихов»).
III.
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л.,
1928.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|