Стеблов Евгений Юрьевич
Стеблов
Евгений Юрьевич
Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ
Родился 8
декабря 1945 года в Москве. Отец - Стеблов Юрий Викторович (1924-2000). Мать -
Стеблова Марта Борисовна (1924 г. рожд.). Супруга - Осипова Татьяна Ивановна
(1945 г. рожд.). Сын - Стеблов Сергей Евгеньевич (1973 г. рожд.).
Детство Евгения
прошло в коммунальной квартире на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и
Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря была бандитским
районом. Соседи по квартире звали Стебловых "антилигентами". Как
вспоминает сам артист - "очевидно из-за деда, который даже на коммунальную
кухню не выходил без галстука". Отец - Стеблов Юрий Викторович был
радиоинженером, мама - Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. А
маленький Женя не хотел быть ни инженером, ни учителем, он хотел стать
артистом, чтобы изображать и инженера, и учителя, и еще много всяких разных
людей.
Актерская
биография началась с театра кукол. Папа сделал ему складную ширму, научил
вырезать из картона кукольные головы. Сам Женя придумал делать куклы из
резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот.
Становился за ширму, и начиналось представление. Со своим "театром"
выступал в школе, в Доме пионеров - везде, где находились зрители.
Родители не
препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Они
наняли частного педагога по литературе, оказавшегося страстным любителем
театра. Он и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени
К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков,
Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Пакрас, Александр
Кобозев. Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр
Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. "Мы чувствовали себя на
седьмом небе" - так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.
Судьба была
решена. В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина.
И уже в 1963 году он становится знаменитым. На экраны с его участием вышел
фильм Г. Данелия "Я шагаю по Москве" - фильм, как принято сейчас
говорить, культовый для нескольких поколений. Успех был грандиозный. Героя
Стеблова - смешного и трогательного подростка - полюбила и запомнила вся
страна. Его узнают на улицах, у него выпрашивают автографы. В его жизни потом
было много ролей и в кино, и в театре, он сыграл множество разных характеров,
но из каждого выглядывал чудаковатый, трепетный, наголо остриженный жених из
фильма Данелия. Это его первая главная роль в кино стала главным успехом в
жизни. Многие зрители очень долго воспринимали артиста Стеблова прежде всего
как исполнителя этой роли. Даже появился штамп зрительского восприятия
Стеблова, и артист подыгрывал своим зрителям, сочувствующим его нескладным,
неловким персонажам, которые вдруг неожиданно проявляли неслыханную мощь и силу
характера.
Испытание
славой - самое трудное, да еще в столь юном возрасте, но Евгений Стеблов его
выдержал. И не только благодаря актерскому таланту, но и благодаря таланту
человеческому. "Творчество не замыкается сценическим действием, творчество
- это и любовь, и семья... Не знаю, где больше реальности - в моем
существовании на сцене, на экране или в моей жизни, - это единый поток".
Конечно, так говорить в 18 лет он не мог, но понимание, что его занятия
искусством - это судьба, это образ жизни, данные ему свыше, у него было всегда.
"Творчество имеет божественное начало. Я рассматриваю искусство как форму
целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в
которым людям, созвучным им, легче жить" - это скажет 50-летний актер, но
такое знание не возникает вдруг, оно копится годами, чтобы обрести столь четкую
форму.
В 1964 году
режиссер Михаил Калик предложил Стеблову роль Володи Белова в фильме "До
свиданья, мальчики". "Вот он - мой Володя Белов" - сказал про
молодого артиста автор нашумевшей повести Борис Балтер. К сожалению, у этого,
наверное, самого лучшего фильма Калика не было счастливой судьбы. Его
запретили, широкого экрана он не увидел. После фильма "Я шагаю по
Москве" Михалкова и Стеблова стали приглашать на роли молодых героев. Так
они вместе снялись в фильме "Перекличка" Д. Храбровицкого. На съемках
этой картины началась по-настоящему их дружба. Свой первый фильм "А я
уезжаю домой", сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его
рассказу. Уже став знаменитым режиссером, он приглашал Стеблова в свои фильмы.
В "Рабе любви" он сыграл Канина - звезду немого кино. Это была
небольшая роль, но блистательно сыгранная, и она запоминалась. Стеблов наделил
своего героя неестественно тонким голосом, подчеркивая несоответствие внешности
и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение
артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился
объемным, смешным и трагичным одновременно. Стеблов должен был сыграть роль
Трилецкого и в знаменитой "Неоконченной пьесе для механического
пианино" . Но не случилось - из Праги, где снимался в совместном фильме,
стремясь на съемки в Москву, артист попал в автомобильную катастрофу. Сыграл он
у Михалкова в фильме "Несколько дней из жизни Обломова", снялся и в
его картине "Сибирский цирюльник".
Вообще на счету
Евгения Стеблова более 40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный
зрительский успех, среди них - "Урок литературы", "Вас вызывает
Таймыр", "Егор Булычев и другие", "По семейным
обстоятельствам". За роль Димы в фильме "Не хочу быть взрослым"
он получил Государственную премию РФ.
В 1966 году
Стеблов окончил Щукинское училище. К этому времени он был уже популярным
киноартистом, снялся в нескольких фильмах. Стеблов поступил в Театр имени
Ленинского комсомола, потому что здесь работал один из "главных
театральных лидеров 1960-х годов" Анатолий Васильевич Эфрос. Но проработал
он здесь меньше сезона - театр разогнали. Успел сыграть Зубного врача в
"Похождениях зубного врача" А. Володина, Витьку Аникина в "До
свидания, мальчики" и яркий эпизод в "Судебной хронике" Волчека.
Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат
мобилизовали в Театр Советской Армии. Его первый и единственный спектакль,
сыгранный в этом театре, был "Часовщик и курица, или Мастера времени"
И. Кочерги в постановке Л. Хейфеца. Стеблов играл Юркевича, роль была сложна
технически - за время сценического действия артисту было необходимо сыграть
четыре возраста героя. Для него взяли пьесу Г. Шпаликова "Поручик
Каховский", он начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий
ушел из театра.
С 1969 года и
по сей день Евгений Стеблов работает в Театре имени Моссовета. Дебютировал он в
роли Павла в "Старике" М. Горького. Играл ярко, размашисто, свободно,
даже вольно. Как говорят в театре, он "прошел", его здесь приняли.
Стеблов выбрал Театр имени Моссовета, потому что хотел поработать с
легендарными "стариками" - Раневской, Марецкой, Пляттом, Бирман,
Орловой. "Это люди, у которых я чему-то научился, хотя специально они меня
ничему не учили". Долгие годы шел с неизменным успехом спектакль
"Миллион за улыбку" по пьесе А. Софронова. Стеблова ввели в этот
спектакль, в котором с блеском импровизировали старейшие артисты театра. С
удовольствием он включился в их игру, легко и свободно обращаясь с текстом этой
незатейливой пьесы.
Стеблов - из
тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь
свое свободное пространство. У Стеблова, выпускника Вахтанговской школы, сильно
развито игровое начало. "Я всегда искал характер", - признаётся он.
Обладая важнейшим и редким свойством - внутренней пластикой, он легко
перевоплощается, сохраняя неизменной мягкость интонации и жеста. "Он все
время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности" -
написала о Стеблове театральный критик М. Седых в рецензии на спектакль
"Пять углов", в котором артист играл кавторанга Мишу. Действительно,
в его облике есть что-то от Пьеро - в больших и немного грустных глазах, в
полуулыбке, смахивающей на гримасу боли, но это маска, которая предъявляется,
чтобы затем обнаружить неповторимость лица. Не случайно, что режиссер спектакля
"Братья Карамазовы" П. Хомский предложил ему на выбор две роли:
Смердякова и Алеши Карамазова - двух антиподов. Стеблов выбрал Алешу. Произошло
то редкое совпадение психофизических данных артиста и роли, в результате
которого рождается правда театра. Его Алеша брал на себя всю боль, все
страдания мира. Он сочувствовал и жалел...
В одном из
интервью Стеблов сказал, что мог бы сыграть из Достоевского еще и Мышкина.
Судьба не подарила ему эту работу, но в его репертуаре через много лет появился
Ростанев. "Алеша Карамазов, Мышкин, Ростанев - это три разных характера,
но принадлежащих к одной тенденции, к одной авторской идее" - так скажет
он позднее. Спектакль "Фома Опискин" по повести Ф.М. Достоевского
"Село Степанчиково и его обитатели" П. Хомский выстраивал как
сатирический памфлет, скорее в духе Салтыкова-Щедрина. Один Стеблов играл
Ростанева по Достоевскому. В его герое было доверие и любовь к людям, но
появлялись стойкость и мужество, когда за любовь приходилось бороться.
У Юрского он
сыграл Платона в спектакле "Правда хорошо, а счастье лучше" А.
Островского, с К. Гинкасом сделал Бракка в "Гедде Габлер" Г. Ибсена,
с М. Вайлем - Мальволио в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира. Обычно
Мальволио играют шаржировано, сочными, яркими красками, что называется, на
публику. Стеблов же предложил свою, несколько иную трактовку этого комедийного
персонажа - он играл предельно серьезно, тонко, даже с какой-то
проникновенностью рисуя этого жалкого, самовлюбленного глупца. Образ получался
необыкновенно смешной, но и трогательный.
У М. Козакова
артист сыграл Баха в "Возможной встрече". Играть гения - задача не из
легких. Стеблов играл прежде всего человека со своими слабостями, ранимого,
подавленного непривычной для себя роскошью, чувствующего себя некомфортно рядом
с импозантным и важным Генделем. В этой его человечности, в отрешенности от
суеты, тщеславных устремлений, в его простоте и естественности угадывалась мощь
таланта. Верилось, что этот внешне слабый человек - подлинный гений и потому он
вызывает зависть у сильного и властного Генделя - М. Козакова.
Разные
режиссеры, разные роли, разные характеры... Исполнительская манера актера
обладает удивительным богатством, в ней сочетаются импровизационность и
четкость рисунка, свобода актерского существования и жесткость формы,
лирическая интонация и гротескность в изображении, психологическая точность и
острая внешняя характерность. Последняя его работа в театре - Гаев в
"Вишневом саде" А.П. Чехова в постановке Л. Хейфеца. Стеблов создает
очень интересный образ. С одной стороны, он рисует абсолютно никчемного
человека, пережившего свое время - замечательная сцена, в которой Лопахин
говорит ему о деле, а он с тросточкой, с какой-то особенной походочкой
прогуливается, не слушая, не желая слушать о том, что ему чуждо. С другой
стороны, его Гаев со своими устаревшими ценностями необходим миру, без них мир
станет беднее. Гаев Стеблова - дворянин в каждом своем слове, жесте, в чувстве
собственного достоинства. Может, помогла в этой работе артисту память о деде,
который был дворянского происхождения.
Своих
дворянских корней Стеблов не скрывал, но и не афишировал, не афиширует их он и
теперь, когда это стало модно. Точно так же, как в новые времена он не
умалчивает о том, что был членом партии и даже заместителем секретаря парторганизации
по идеологии. Тогда он считал, что жить социально активно можно находясь в этой
структуре. После автомобильной катастрофы он по-новому взглянул на свою жизнь.
"Это было моим вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Я
пришел к Богу, а потом к христианству". Для него смыслом и целью жизни
стало "приближение к Богу", а заниматься творчеством, считает он, ему
было дано свыше - во спасение..."
Творчество для
Евгения Стеблова - это не только сыгранные роли в театре и в кино, не только
его режиссерские работы, но и литература. В 1983 году в журнале
"Октябрь" вышла его первая повесть " Возвращение к
ненаписанному", которая была переиздана в Чехии. В 1997 году появилась
книжка "Не я", а в 1999 году - "Против кого дружите". Его
литературные произведения - это мемуары, блистательно написанные. Сюжеты его
жизни становятся поводом для воссоздания целой эпохи. Кого только нет на
страницах его книг: артисты, писатели, режиссеры, просто друзья, случайные
попутчики. Стеблов удивительно честен, он ничего не приукрашивает и никого не
обвиняет - он рассказывает о жизни, такой, как она есть. В его воспоминаниях
есть и личная глава о любви, она посвящена его жене Тане. С Татьяной Ивановной
Осиповой он прожил всю свою жизнь, несмотря на то, что к театру она не имеет
никакого отношения, а, может быть, именно поэтому. У них сын - Сергей Стеблов,
который пошел по стопам отца. Он окончил Театральное училище имени Б. Щукина,
но, как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается
в кино, уже написал пьесу "Пришельцы", которую поставили в театре
"Вернисаж" и в которой играли оба Стебловых. Он пишет сценарии и
пробует себя в телевизионной режиссуре.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|