Сергей Павлович Залыгин
Сергей Павлович Залыгин
(1913-2000)
ЗАЛЫГИН,
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1913–2000), русский писатель и общественный деятель. Герой
Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН
(1991). Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 в с.Дурасовка Стерлитамакского уезда
Уфимской губ. в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся
политическим репрессиям. В 1939 окончил гидромелиоративный факультет Омского
сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации
(1946–1955); кандидат технических наук (1949). Во время Великой Отечественной
войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный
здесь материал лег в основу книги Залыгина Северные рассказы, 1947); в
1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.
В
1941 выпустил первую книгу Рассказы; после войны активно выступал с
беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам
сельского хозяйства (кн. рассказов и очерков На Большую землю, 1953; Весной
нынешнего года, 1964; Красный клевер, 1955). В «оттепельные» годы опубликовал
повесть Свидетели (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а
не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных
тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в т.ч. –
своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести Обыкновенные дни
(1957) и книгу рассказов Блины (1963). Заметными в общественной жизни страны
стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева, В.Г.Распутина и др.) в защиту
сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным
образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота
русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря,
истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными
проблемами связаны книга Залыгина О ненаписанных рассказах:
Литературно-критические статьи, изданная в Новосибирске (1961), и роман Тропы
Алтая, посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек
внимание А.Т.Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в
1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть На Иртыше
(Из хроники села Крутые Луки), в смелом для советской литературы тех лет
критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.
«Крестьянский»,
со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной
осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в
основных произведениях Залыгина – романах Соленая падь (1967; Государственная
премия СССР, 1968), Комиссия (1975) и После бури (кн. 1–2; 1980–1985),
представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов.
Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская
аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в Соленой пади
– образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского
крестьянина Е.Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося
создать настоящую «партизанскую республику»; в Комиссии – орган мужицкой власти
Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова,
Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей
здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности
идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней
оценке событий (трактовка нэпа в романе После бури).
С
середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте
им. А.М.Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В
1986–1998 – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые
на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И.Солженицына, а также роман
Б.Л.Пастернака Доктор Живаго и др. острокритические беллетристические и
публицистические сочинения (в т.ч. самого Залыгина).
Острота
нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни,
высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в
поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского
интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман
Южноамериканский вариант, 1973). Документально-исторический (с элементами
художественной условности) «роман без сюжета» Свобода выбора (1996) продолжил
постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет
России 20 в. Философская повесть Однофамильцы (1995) посвящена проблемам преемственности
в истории культуры; повесть Ирунчик и Уроки правнука Вовки (обе 1997) – образцы
современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.
Залыгин
оставил также путевые очерки (в т.ч. о Китае, который он посетил в 1958),
повесть Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах
(1973), многочисленные литературно-критические (Мой поэт. О творчестве Чехова,
1969; Литературные заботы, 3-е изд., 1982; Собеседование, 1982; статьи о
Н.В.Гоголе, Л.Н.Толстом, П.Н.Васильеве, А.П.Платонове, Л.Н.Мартынове и др.
писателях) и философско-публицистические статьи (Два провозвестника, 1995, в
которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у
Ф.М.Достоевского и В.И.Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному
наполнению первой; Моя демократия, 1996, напоминающая о нравственных постулатах
истинного народовластия; Культура, демократия и тоталитаризм, 1997, в которой
Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а
«снизу», и именно с помощью культуры, т.е., в первую очередь, национального
языка и воплощенного в нем образа мыслей).
Умер
Залыгин в Москве 19 апреля 2000.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru
|