Сергеев-Ценский Сергей
Сергеев-Ценский Сергей
Сергеев-Ценский
Сергей Николаевич (1876—) — писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком
запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901
сборником «Думы и грезы».
Своим
дооктябрьским творчеством С.-Ц. отразил поворот буржуазной интеллигенции
вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.-Ц.
хранил веру в свободное развитие человечеств («Верю!»). Характерна его попытка
создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. — Шевардин («Сад»), Хохлов
(«Маски») — это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не
понимающий реальных методов борьбы.
Творчески
самоопределяется С.-Ц. в период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и
становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и
постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как
чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек
целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. — пессимисты,
иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут
обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» С.-Ц. рисует
в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность
человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея
вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм
«Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат,
Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть,
перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и
др.).
В
1907 вышел принесший лит-ую известность роман «Бабаев», в котором революция
интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора
— на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя
старого порядка.
Великую
Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе
«Капитан Коняев» (1918), он тенденциозно изобразил теневые стороны
революционной эпохи — стихийный разгул матросов, поведение обывателей,
проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц.,
концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно
искажает современную действительность. Деградация России — лейтмотив его
рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как
ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной
дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком
враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей —
рабочим, революционерам-коммунистам, — С.-Ц. извращает их. Предревком
Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев — это дегенераты, в прошлом
убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в
символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что
революция убивает все прекрасное, ценное.
После
Октября С.-Ц. написал роман «Обреченные на гибель» — вторую часть начатой еще
до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится
показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его
слоях. В период реакции 1907—1909 интеллигенция, испытывая панический страх
перед народом, все надежды переносила на защищающую ее от ярости народа власть
штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.
В
последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением
романа «Обреченные на гибель». В романе, тематически посвященном описанию жизни
полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров
к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью
показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжелую участь солдат.
Сергеев-Ценский
написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В
повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина»
(1934) С.-Ц. дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной
критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан
только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стерта, без
оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.
В
рассказах 1934 — «Памяти сердца» и «Поезд с юга», — С.-Ц. создает искаженный
образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и ее
«страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими
подробностями.
Свое
отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами,
условностями и недосказанностями, аллегорическим развертыванием идей. Он
пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривленным людям. Показывая
бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому
непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы,
боготворит землю, ее целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в
соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу дает печальной. Не
случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его
манерен. В нем сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью
и склонностью к символам и недомолвкам.
Список литературы
I.
Рассказы, т. I—VII, СПБ — М., 1907—1916
Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928
Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928
В грозу, (Рассказы), изд. «Федерация», Л.,
1928
Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть,
изд. «Пролетарий», Харьков, (1928)
Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, (М.,
1929)
Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд.
3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же (М., 1929)
Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930
Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская
литература», М., 1933
Избранные произведения, ГИХЛ, (М.), 1933
Движение, (Рассказы), изд. Моск. т-ва
писателей, (М., 1933)
Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, (М.,
1933)
Около моря (Рассказы), ГИХЛ (М. — Л.), 1934
Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд.
«Советская литература», М., 1934
Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935
Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский
писатель», М., 1935.
II.
Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в
его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912)
Морозов М., Поэт безволия, в книге автора
«Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911
Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское
богатство», 1913, XII
Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык
в советской школе», 1931, IV
Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском,
Сочинения, т. II, М. — Л., 1931
Гоффеншефер М., Движение на месте,
«Литературный критик», 1933, III
Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского,
«Литературный критик», 1935, № 3.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|