Сейфуллин Сакен
Сейфуллин Сакен
Сабит Муканов
Сейфуллин
Сакен (1894—) — казахский пролетарский поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. в
Тана-аркинском районе Карагандинской области, в семье скотовода-середняка.
Учился в Омской учительской семинарии, которую окончил в 1916. Во время своего
пребывания в семинарии был одним из наиболее активных участников кружка
казахской молодежи «Бирлик» (Единение), ставившего себе задачей распространение
идеи борьбы против царской колонизаторской политики и приобщение к культуре
широких слоев казахского населения. В 1915 «Бирлик», превратившийся в
политическую организацию, раскололся на две группы. С. и Алтанов Шаймерден
заняли левую позицию, утверждая, что правая группа, предпочитающая линию
Букейханова (лидер буржуазной партии), по существу защищает интересы одной лишь
казахской верхушки. В 1917—1918 С. активно участвовал в организации «Совдеп» в
Акмолинске и «Тас-казах» (Младоказак), организовал и редактировал газ.
«Тиршилик», служившую орудием пропаганды идей большевизма, и вел активную
борьбу с алаш-ординским (контрреволюционная националистическая партия) движением. В мае
1918, после чехо-словацкого переворота в Сибири, был арестован белыми.
Колчаковский суд приговорил его к расстрелу, но ему удалось бежать. В 1922 С. —
зам. наркомпроса Казакстана. В 1923—1925 — председатель совнаркома казахской
АССР, ответственный редактор газ. «Энбекши казак», избирался в члены ВЦИК и
Союзного ЦИКа. В 1936 награжден орденом Трудового Красного знамени.
Литературой
С. занимается с 1913. Первая книжка стихов «Откен-Кундер» (Минувшие дни) издана
в 1915. Дореволюционные стихи С. написаны под влиянием поэтов
национально-освободительного движения, однако эти стихи отличались от
произведений правых националистов: занимая в основном националистическую
позицию, С. понимал, что казахский народ не един, что среди него имеются группы
эксплоататоров и эксплоатируемых. Политические воззрения С. стали более четко
оформляться в 1917—1918. Наряду со стихотворениями вроде «Бабаларыма» (К моим
предкам), свидетельствовавшими о недостаточном преодолении прежней идеологии,
С. почти первый в казахской поэзии выступил с революционными стихами. В
стихотворении «К рабочим» он изобразил рабскую участь рабочих до революции; в
стихотворении «Товарищи» призывал рабочих к вооруженной борьбе за диктатуру
пролетариата. С. написал первый казахский революционный марш «Жас казах
марсельези». В стихах «Иван и Мырзабек», «Надежда», «Умит», «Умиля»
проповедывал интернациональную борьбу против эксплоататоров. В пьесе «Красные
соколы» показал борьбу большевиков провинции с колчаковщиной и Алаш-ордой. В
начальный период нэпа стихи С. обнаруживал идеологические колебания. В стихах
«Нэп», «Мягкий вагон», (1925) и в особенности в стих. «Жанцолин», «Разлука
лебедя» наиболее рельефно отразились троцкистские влияния, выразившееся в
капитулянтской оценке нэпа как отступления. В талантливо написанном мемуарном
романе «Тяжелый путь, трудный переход»
С. в документах и образах показал события гражданской войны в Казахстане. Исключительное
место в казахской советской литературе занимает поэма «Советстан», в которой
поэт воспевает творческую мощь страны советов и рисует яркие картины
социалистического строительства. В формальном отношении эта поэма является
большим достижением для казахской поэзии. С. создал новые ритмы, отличающиеся
динамизмом.
Стихи
С. начала реконструктивного периода хотя и отличаются мастерством, в сущности
носят несколько стандартный агитационный характер. В дальнейшем особо
выделяется поэма «Красный конь» (1933), значительно поднявшая художественный
уровень казахской советской поэзии. В этой поэме С. вскрывает ошибки так наз.
старого руководства казахского крайкома ВКП(б) — в сельском хозяйстве в
1930—1932 и показывает, как эти ошибки и перегибы исправлялись в соответствии с
директивами партии. Вопросы животноводства, тягла и посевной кампании поэт
увязывает с шестью условиями т. Сталина, которые и перелагает на язык поэзии.
Поэма эта имеет большое идейно-воспитательное значение.
В
основных своих произведениях С. — лирик. Историческая поэма «Кокчетау»,
стихотворения «Сырнандык», «Советстан», «Письмо к матери», «Красный конь»
относятся к лучшим образцам казахской литературы. В прозе С. менее значителен,
чем в поэзии. За последние годы С. занимается изучением казахского фольклора и
письменной литературы.
Библиография
I. Минувшие дни, Омск, 1915; Дикие бегуны, Оренбург, 1922; На пути к счастью,
Пьеса, Оренбург, 1923; Красные соколы, Пьеса, Оренбург, 1923; Домбра, Оренбург,
1924; Советстан, Кзыл-Орда, 1925; На вольной жизни, Кзыл-Орда, 1928; Трудовой
договор, Кзыл-Орда, 1927; Социалистан, Алма-Ата, 1932; Альбатрос, Алма-Ата,
1933; Землекопы, Кзыл-Орда, 1928; Тяжелый путь, Оренбург, 1924; История
казахской литературы, ч. I, 1932; Сборник героического эпоса, ч. 1 и 2, 1932; В
вагонах смерти атамана Анненкова, Кзыл-Орда, 1928.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|