Савин Иван Иванович
Савин Иван Иванович (1899-1927)
Дарья Павлова, Москва
"Ему
не было еще и двадцати лет, когда он пережил начало революции, затем
Гражданскую войну, бои с большевиками, плен у них после падения Крыма... Он
испытал гибель почти всей своей семьи, ужасы отступлений, трагедию
Новороссийска... После падения Крыма он остался, больной тифом, на запасных
путях Джанкойского узла, попал в плен... Узнал глумления, издевательства,
побои, голод, переходы снежной степи в рваной одежде, кочевания из ЧеКи в
ЧеКу... Там погибли его братья Михаил и Павел" – писал о поэте Иван
Бунин...
Пятеро
братьев воевали в Белой Армии. 15 летний Коля и Борис убиты в бою. Сестры
умерли во время войны. В живых остался Иван.
Дед
Ивана по отцу финский моряк Йохан Саволайнен, женился на гречанке, полюбившейся
ему в Елисаветграде. Отец – нотариус, человек, вполне восприявший русскую
культуру. Писались по фамилии Саволаины – на русский манер. Мать, Анна
Михайловна Волик — старинного молдавского рода. От первого брака у нее было
пятеро детей, Саволаиных трое. Семья жила в городке Зенькове обычной
старосветской жизнью, дети были дружны между собою. Два брата учились в
Михайловском артиллерийском училище, сестры в гимназии. Ивану Савину принадлежат
верные строки — отступничество предваряло войну и революцию:
Войти
тихонько в Божий терем
и,
на минуту став нездешним,
позвать
светло и просто: Боже!
Но
мы ведь, мудрые, не верим
святому
чуду. К тайнам вешним
прильнуть,
осенние, не можем.
Дурман
заученного смеха
И
отрицанья бред багровый
Над
нами властвовали строго.
В
нас никогда не пело эхо
Господних
труб. Слепые совы
В
нас рано выклевали Бога.
И
вот он, час возмездья черный,
За
жизнь без подвига, без дрожи,
За
верность гиблому безверью
Перед
иконой чудотворной,
За
то, что долго терем Божий
Стоял
с оплеванною дверью.
(
Гельсинфорс, 1923)
После
мытарств по Петрограду, приехав с отцом в Хельсинки (их выпустили благодаря
происхождению), Иван работал на сахарном заводе, и тогда же начал печататься в
местной газете «Русские вести» под ред. Г.И. Новицкого. Писал и в газеты
«Сегодня» (Рига), «Руль» (Берлин), «Новое время» (Белград), « Возрождение»,
«Иллюстрированная Россия» ( Париж).
Кроме
того, он вел кружок русской молодежи в Хельсинки. Стал, по праву, одним из
известнейших поэтов Белого дела. За эти оставшиеся несколько лет жизни Иван
Савин успел рассказать о пережитом. Он привлек внимание к запискам Мальсагова,
побывавшего в Соловецком лагере. На Валааме встречался и беседовал с Анной Вырубовой.
Поэт считал, что оставлен на земле для свидетельства:
Я
– Иван, не помнящий родства
Господом
поставленный в дозоре.
У
меня на ветреном просторе
Изошла
в моленьях голова…
Иван
Савин рассказал о жизни в Крыму, дошедшей до «раскаленного ужаса». Созвучно
«Солнцу мертвых» Ивана Шмелева, оказавшегося в то же время, в том же месте.
Образ – палящий, адский. О стихах Савина И. Елагин писал, что в самом их
звучании «ритм походки выведенных на расстрел, шатающихся от слабости и от
непривычного, после тюрьмы, свежего воздуха».
В
повести «Плен» Савин описал не только легион разорителей русской земли, жестоко
мстивших оставшимся белым (за то, что часть армии ушла морем), но заметил и
тех, в ком жив свет Божий — сострадание к ближнему.
В
госпиталь Джанкоя, захваченный красными, неожиданно приходит офицер. Он
приносит папиросы, сахар и сухофрукты. Обращается к доктору: «Раздайте поровну
вашим больным. Всем без исключения – и белым и красным и зеленым, если у вас
таковые имеются. Я сам бывал в разных переделках, так что знаю. Все мы
люди…прощайте!». «Когда и чем отплачу я за помощь, мне и многим оказанную?
Отсюда, из далекой северной земли, земной поклон шлю всем, жалости человеческой
в себе не заглушившим в те звериные дни» — напишет впоследствии Савин.
Вскипала
в нем временами непримиримость, непрощение в таких строках:
Любите
врагов своих... Боже,
Но
если любовь не жива?
Но
если на вражеском ложе
Невесты
моей голова?
Но
если, тишайшие были
Расплавив
в хмельное питье,
Они
Твою землю растлили,
Грехом
опоили ее?
Господь,
успокой меня смертью,
Убей.
Или благослови.
Над
этой запекшейся твердью
Ударить
в набаты крови.
И
гнев Твой, клокочуще-знойный,
На
трупные души пролей!
Такие
враги — недостойны
Ни
нашей любви, ни Твоей.
Память
братьев, замученных и зарубленных, Иван Савин хранил всю свою короткую жизнь.
Им он посвятил такие стихи:
«Ты
кровь их соберешь по капле, мама, И, зарыдав у Богоматери в ногах, Расскажешь,
как зияла эта яма, / Сынами вырытая в проклятых песках, / Как пулемет на камне
ждал угрюмо, / И тот, в бушлате, звонко крикнул: "Что, начнем?" / Как
голый мальчик, чтоб уже не думать, / Над ямой стал и горло проколол гвоздем...
И
старый прапорщик во френче рваном, / С чернильной звездочкой на сломанном
плече, / Вдруг начал петь — и эти бредовые / Мольбы бросал свинцовой брызжущей
струе: / Всех убиенных помяни, Россия, / Егда приидеши во царствие Твое».
Молодой
поэт был любим русской колонией, после смерти его память чтили в эмигрантских
кругах. Художник Захаров в 1926 году представил Савина и его жену Людмилу И.Е.
Репину. Илья Ефимович сокрушался, что не успел написать портрет Ивана.
Летом
1927 года во время незначительной операции в больнице у Савина началось
заражение крови. Внутренне изможденный поэт давно жил на пределе. В день свв.
Апостолов Петра и Павла Иван Савин с молитвенным вздохом предал душу Богу.
Несмотря
на страдание, а, может быть, и благодаря ему, Савин продолжал любить Россию,
веровать, надеяться на ее возрождение. «Только тогда, в те голгофские годы, я
почувствовал в себе, осязал и благословил камень твердости и веры, брошенный
мне в душу белой борьбой»:
Вот
зачем в эту полную тайны
Новогоднюю
ночь, я чужой
И
далекий для вас, и случайный,
Говорю
Вам: крепитесь! Домой
Мы
пойдем! Мы придем и увидим
Белый
день. Мы полюбим, простим
Все,
что горестно мы ненавидим,
Все,
что в мертвой улыбке храним.
Вот
зачем, задыхаясь в оградах
Непушистых,
нерусских снегов,
Я
сегодня в трехцветных лампадах
Зажигаю
грядущую новь.
Вот
зачем я не верю, а знаю,
Что
не надо ни слез, ни забот.
Что
нас к нежно любимому Краю
Новый
год по цветам поведет!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravaya.ru/
|