Сабир Мирза
Сабир Мирза
Акрем Джафар
Сабир
Мирза Алекпер Таир-Задэ (1862—1911) — азербайджанский тюркский поэт. Р. в гор.
Шемахе (Аз. ССР), в семье мелкого лавочника. Учился в медресе, а затем в школе
тюркского азербайджанского поэта Сейд Азима Ширвани. В юности некоторое время
странствовал по Средней Азии и некоторым городам Персии. Вернувшись обратно в
Шемаху, сблизился с поэтами Аббас Сихатом, М. Террахом и начал писать стихи.
Находясь под влиянием Сихата, Сабир в начальный период своего творчества
создавал гл. обр. интимно-лирические стихи и элегии. Революция 1905 вызвала
резкий перелом в творчестве С.: он начал культивировать гражданские мотивы. С.
выступил против армяно-мусульманской резни, написал стихотворение «Интернационал»,
которое однако было пропущено цензурой лишь в сокращенном виде. Развитие
таланта и творческих сил С. в значительной степени обусловлено его
деятельностью в журнале «Молла Насредин» (см. «Тюркская литература»). Первые
5—6 лет издания этого журнала неразрывно связаны с именем С. Он принимал в
журнале активное участие (под псевдонимом «Хоп-хоп»), разоблачая в своих
произведениях отсталый быт среды, остро высмеивая фанатизм и невежество
лицемерных мулл, духовенства, темноту отсталых масс, страстно осуждая поведение
и деяния кулаков и богачей, интеллигентов-тунеядцев, щеголявших внешним
«европеизмом». Несмотря на преследования со стороны духовенства,
натравливавшего на писателя темные массы, С. продолжал настойчиво бороться за
свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами
(«Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.). Однако усиливавшаяся травля и
тяжелые бедственные условия жизни вынудили С. покинуть Шемаху и переехать в
Баку, где он учительствовал и через некоторое время умер в нищете.
С.
был выразителем идей национально-освободительного движения в Азербайджане после
революции 1905. Он страстно боролся за расширение и углубление этого движения.
Его творческое внимание привлекали самые
темные стороны жизни и быта азербайджанско-тюркской общественности: фанатизм,
разврат, социальный гнет, невежество. Его постоянно тревожил факт эксплоатации
трудящихся, гибнущих в нищете, сибаритствующим «высшим обществом» и имущим
классом. Писатель сильно чувствовал социальные противоречия и энергично боролся
за разрушение гнилого строя, но он не был социалистом. Он также не до конца
порвал с религией, хотя и резко выступал против господствовавших религиозных
мусульманских нравов, особенно против сект шиитизма и суннитизма. С.
значительно содействовал революционному движению в Иране и Турции в период
1905—1910. В своих стихах он едко высмеивал режим султана Абдул-Гамида и Мамед
Али Шаха. Реализм, социально-политический лиризм и острая сатира — вот основные
элементы, характеризующие творчество С., сыгравшее революционизирующую роль в
воспитании молодого поколения. С. писал просто и понятно. Он умел сочетать
живую речь народа с языком литературы, в результате чего язык его стал
доступным для широких масс трудящихся.
Подлинная
оценка С. была дана только после пролетарской революции в Азербайджане. Его
собрание сочинений неоднократно издавалось. Открыты школы, сады, библиотеки
имени С. В 1922 ему поставлен памятник в Баку.
Список литературы
I. Хоп-хоп наме — полное собр. сочин. Сабира,
Баку, Азернешер, 1934, Сегилмиш Шенрлери — избранные стихотворения, Баку,
Азернешер, 1934.
II.
Подробная биография Сабира, написанная С. Гусейным Мохпетдин-Сабир, 1934
(статья в журн. «Эдеби Парчалар»). Юбилейный сборник статей о Сабире, Баку и
др.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|