Рюрик
Рюрик
Перевезенцев С. В.
Согласно
"Повести временных лет", в 862 г., уставшие от междоусобных войн,
племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего
князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая
власть сумеет примирить их между собой. На просьбу племен откликнулись три
брата Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белом
озере, Трувор - в Изборске. Умер Рюрик в 879 г., оставив все свои владения
родственнику Олегу, поручив его заботам и своего малолетнего сына Игоря.
В
некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и
Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись
внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы,
отданной замуж за варяжского князя. Спустя два года после призвания умерли
Синеус и Трувор, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик женился на
Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли
восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый. Рюрик
убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против
своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 г.
Легенда
о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире,
является одной из самых больших проблем отечественной истории. Историки спорят,
о том был ли Рюрик скандинавом, финном или выходцем из южной Прибалтики. Неясно
также и то, куда был призван Рюрик - в Новгород или Ладогу. Остается спорным и
вопрос о том, был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть
силой.
Споры
о происхождении Рюрика и его братьев не случайны. Анализ текста "Повести
временных лет" показал, что сама легенда о призвании варягов появляется в
этой древнейшей русской летописи относительно поздно - в конце XI или в начале
XII в. Более того, из других, внелетописных, источников следует, что жители
Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI в. Так, в
"Слове о Законе и Благодати", написанном киевским митрополитом
Иларионом в середине XI в., родоначальником династии русских князей называется
Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания. До конца XI в. имени Рюрика не было
и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками,
потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о
призвании варягов и "Слово о полку Игореве", созданное в конце XII в.
Все
эти противоречия и породили множество различных мнений в отечественной и
зарубежной исторической науке. Так, историки-норманисты, признающие, что варяги
были скандинавами, склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов
Рериком. По мнению других ученых, Синеуса и Трувора вообще не существовало, а
известие о них - результат неправильного прочтения русскими летописцами
шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со
своими родичами (сине-ус) и верной дружиной (тру-вор).
Недавно
известный отечественный историк, доктор исторических наук, профессор А.Г.
Кузьмин, на основе анализа многочисленных и разнообразных источников, высказал
оригинальную концепцию, объясняющую происхождение варягов и князя Рюрика.
"Повесть
временных лет" дает прямое указание на то, где жили варяги, - по Южному
берегу Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Четко
обозначены западные пределы расселения варягов: "до земли Агнянской и
Волошской". Англами в то время называли датчан, а волохами западные
славяне именовали итальянцев. На востоке варяги контролировали северо-западную
часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии.
Но
кем были "варяги" в этническом отношении? Сопоставление летописных
сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально
"варяги" русской летописи - это известные еще римским авторам
"варины" ("вэрины", "вагры", "вары").
"Варины",
или "вэринги", еще в IV в. в числе других племен участвовали во
вторжении в Британию. Они входили в группу "ингевонов", племен,
которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь
уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов
"вэрингами" и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы
- "вэринами", балтийские славяне - "варангами", "ваграми".
В восточнославянской огласовке "вагров" стали называть
"варягами". Само этническое название "варяги" совершенно
ясное, индоевропейское: "поморяне", "люди, живущие у моря"
(от индоевропейского "вар" - вода, море). Варины, как соседнее с
собственно франкскими владениями племя, и дали название Балтийскому морю,
которое еще и в ХVI веке называлось Варяжским, но только в России и у
балтийских славян.
В
конце VIII или начале IX в. варины еще не были ассимилированы славянами. Во
всяком случае, на рубеже этих веков франкский император Карл Великий даровал
варинам закон, единый с англами - "Правду англов и вэринов или
тюрингов". Но активная экспансия франков и саксов побудила варинов искать
новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется Варангевилл (Варяжский
город), в Бургундии на реке Роне, в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская
бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Бухта варангов,
Варяжский залив) на севере Скандинавии. Саксонская "Северная марка" в
конце Х - начале XI века называлась также "Маркой Вэрингов". С
VIII-IX вв. имена Варин, Вэрин и Варанг широко распространяются по всей Европе,
свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде.
С
середины IX в. варины постепенно ассимилируются пришедшими сюда славянами, и во
второй половине IX века здесь возобладает славянский язык. Объединение варинов
и славян произошло, очевидно, в рамках общего противостояния славян и других
племен южного берега Балтики наступлению франков и саксов.
Основным
направлением переселений варинов-варягов стало восточное побережье Балтики. На
восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам
Балтийского моря (на о. Рюген, в Восточной Прибалтике и др.). Отсюда в
"Повести временных лет" и возникло двойное именование переселенцев -
варяги-русь: "И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги
- русь". При этом, "Повесть временных лет" специально
оговаривает, что русь - это не шведы, не норвежцы и не датчане.
В
Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Варяги-русь приходят
сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к
Среднему Поднепровью.
По
сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе
варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял
князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем из одного из
варяжских (вэринских) племен. В некоторых средневековых генеалогиях Рюрика и
его братьев (Сивара и Триара - на западноевропейский манер) считают сыновьями
князя славянского племени ободритов Годлава (Готлиба), убитого в 808 году
датчанами. В свою очередь генеалогию ободритов средневековые авторы привязывали
к венедо-герульской, отражавшей процесс ассимиляции венедов и герулов славянами
(смешанные славянские и неславянские имена княжеских родов).
В
русской летописи имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя,
по всей вероятности, восходит к названию одного из племен кельтов -
"руриков", "рауриков", а племенное название, видимо, связано
с рекой Рур. Племя это еще на рубеже нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию
войск Юлия Цезаря, и уйти оно могло только на восток. В позднейшее время
выходцы с берегов реки Рур тоже получали имена (или прозвища) Рурик. Имена
братьев Рюрика тоже находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорее
всего, образовано от кельтского слова "sinu" - "старший".
Имя Трувор объясняется также из кельтского языка, в котором слово-имя Тревор
означает "третий по рождению".
Названия
основанных Рюриком в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о
том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Интересно, что
главным богом у варягов-руси был Перун. В договоре Руси с Греками 911 г.,
который заключил Олег Вещий, говорится: "А Олега с мужами его заставляли
присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом".
Поклонение Перуну было распространено среди разных народов именно Южного
побережья Балтики, например, у литвы богом был Перкунас, с аналогичными Перуну
функциями.
Представление
о славянстве варягов и об их выходе с Южно-Балтийского побережья сохранялось на
протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси. Оно широко бытовало
в Западной Европе, о чем говорят многие памятники. Важное место среди них занимает
заключение посла Священной Римской империи С. Герберштейна, посещавшего Россию
в 1517 и 1526 годах. Он сказал, что родиной варягов могла быть только
Южно-Балтийская Вагрия, заселенная славянами-вандалами, которые "были
могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и
религию". "На основании всего этого, - писал Герберштейн, - мне
представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или
варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и
языком". Как дипломат, Герберштейн побывал во многих западноевропейских
странах, в том числе и прибалтийских (в Дании, в Швеции), был знаком с их
историей, что и позволило ему установить параллель между Вагрией и Россией, а
не между Швецией и Россией.
Предания
о Рюрике и его братьях на Южном берегу Балтики сохранялись очень долго - их
записывали еще во второй половине XIХ века. Современный историк В. Фомин
отмечает, что в "Зерцале историческом государей Российских",
принадлежавшем руке датчанина Адама Селлия, с 1722 г. проживавшего в России,
Рюрик с братьями также выводятся из Вагрии. То, что такого рода предания имели
место быть и долгое время бытовали на бывших землях южнобалтийских славян,
подтверждает француз Ксавье Мармье, "Северные письма" которого были
изданы в 1840 г. в Париже. Побывав во время своего путешествия в Мекленбурге,
расположенном на бывших землях славян-ободритов, Мармье записал местную легенду
о том, что у короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый,
Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от
тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на
Белоозере. Таким образом, еще в первой половине ХIХ в. среди давно уже
онемеченного населения Мекленбурга сохранялось предание балто-славянского
происхождения о призвании трех братьев-славян на Русь, отстоящее от них ровно
на целое тысячелетие.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|