Рихард Вагнер
Рихард Вагнер
/1813-1883/
Рихард
Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец его, полицейский чиновник,
весной 1813 года находился по служебным делам в Берлине, где надолго задержался
из-за военных действий. Вскоре он умер, так и не увидев сына, Рихард рос в
артистическом мире - талантливый актер, писатель и живописец Людвиг Гейер стал
его отчимом.
В
1821 году Гейер внезапно скончался, и семья его вернулась в Лейпциг. Здесь,
пятнадцати лет от роду, Вагнер впервые услышал Бетховена; потрясающее
впечатление на него произвела музыка к "Эгмонту". Рихард начинает
пробовать свои силы в композиции. В течение недолгого времени - всего полгода -
он берёт уроки у Теодора Вейнлига, кантора церкви св. Фомы, где некогда служил
И.С. Бах. Занятия по гармонии и контрапункту, знакомство с сочинениями Моцарта
явились плодотворными: необычайно бурно развилось композиторское дарование
Вагнера. В 1828-1832 годы он написал несколько сонат и других пьес для
фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к "Фаусту" Гёте
(семь пьес). Молодому автору, ещё не достигшему двадцатилетнего возраста,
удалось услышать в концертном исполнении некоторые из этих произведений, в том
числе симфонию.
Столь
же бурно формировались его общественно-политические и эстетические взгляды.
Вагнер признавался, что был захвачен бурей освободительного движения,
пронесшейся по Европе в начале 1830-х годов; особенно сильно его взволновали
польские революционные события. Своё сочувствие повстанцам он выразил в
увертюре "Польша" (1832, закончена в 1836 году), насыщенной мелодиями
и ритмами польских песен и танцев. К этому времени у Вагнера уже созрело
гневно-критическое отношение к мещанско-ограниченной общественной жизни
Германии. Ему был близок бичующий сарказм Гейне, литературную манеру которого
он усваивает и демонстрирует в своих критических статьях.
С
1833 года начинается период скитаний Вагнера, который продолжался почти десять
лет. Сначала его брат - певец и режиссёр - пригласил его в оперный театр Вюрцбурга.
Три года Вагнер проработал в Магдебурге (1834-1837); после недолгого пребывания
в Кенигсберге он поселился в Риге (1837-1839). В это время он пишет свои первые
оперы - "Фея" и "Запрет любви, или Послушница из Палермо".
Обе работы довольно слабы. Другое дело третья опера - "Риенци"
(1838-1840). В ней Вагнер обратился к историческому сюжету. Популярный в те
годы роман Булвер-Литтона (издан в 1835 году) рассказывает о последнем народном
трибуне, свергнувшем в XIV веке в Риме власть патриций. Вагнер-драматург и в
этом произведении оказался выше Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные
моменты.
В
1839 году вместе со своей женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер
тайком бежал из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться
в Париже. Не помогли ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка
Мейербера, которого он позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в
Париже, переплавилась у Вагнера в ненависть. А унижений было много. Живя
буквально впроголодь, он отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на
то, что не гнушался любой работы: делал переложения для фортепиано отрывков из
модных опер, переписывал ноты.
Нищий
и голодный, Вагнер много, упорно работал и как композитор. Здесь, в Париже, он
закончил "Риенци" и своё лучшее произведение раннего периода
творчества - симфоническую увертюру "Фауст" (1840).
Парижские
годы унижений провели резкую грань не только в мировоззрении композитора, но и
в творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений
и окреп как национальный художник.
Всего
год отделяет "Риенци" от "Голландца", но за этот год в
сознании Вагнера произошёл значительный перелом. "Риенци" сулил
удачу, и, действительно, премьера оперы, состоявшаяся в 1842 году в Дрездене,
прошла с большим успехом. Но одновременно это был соблазн: здесь композитор шёл
навстречу вкусам буржуазной аудитории. Теперь же Вагнер вступает на
бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний. Он погружается в сферу
романтически-легендарного, что для него равнозначно возвышенному,
гуманистическому, "истинно человеческому".
Характерен
сам выбор сюжета. В основе его лежат старинные легенды эпохи великих
заокеанских путешествий XVI века.
В
1840 году был набросан текст драмы, а в 1841 году закончена музыка. "Я
начал с хора матросов и хора за прялкой, - вспоминал Вагнер. - В семь недель
была сочинена вся опера". Увертюра была написана позже, спустя два месяца.
Премьера "Голландца" состоялась в Дрездене в 1843 году под
управлением автора и принесла успех, но всё же опера не была оценена по
достоинству. В то время, когда шли репетиции "Летучего голландца",
Вагнер уже сочинял "Тангейзера". Сюжет новой оперы он начал
разрабатывать в 1842 году, в следующем году написал текст либретто, партитуру
закончил весной 1845 года, осенью в Дрездене под его управлением состоялась
премьера. Ещё в юношеские годы Вагнер увлекался красивой антиклерикальной
легендой о грешнике, в руках которого, вопреки проклятью римского папы, в знак
божьего прощения зацвел посох. Звали этого грешника Тангейзер. Сказания о нём
возникли в середине XIII века. Людвиг Тик воскресил их в поэтичной новелле,
хорошо знакомой Вагнеру.
Музыка
оперы отличается ярким чувственным колоритом. В ней много театрально-выигрышных
контрастов. Стремясь выпуклее, правдивее показать историческую обстановку,
Вагнер много внимания уделяет зрелищным эффектам. "Тангейзер" сыграл
значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии
Вагнера. Новым творческим достижением этого периода явился "Лоэнгрин".
Замысел этой оперы возник ещё и 1841 году, но текст либретто был написан лишь
по окончании "Тангейзера", в 1845 году. Работа над партитурой велась
в 1840-1848 годах; запланированная в Дрездене в том же году постановка была
отложена из-за революционных событий (премьера состоялась в 1850 году в Веймаре
под управлением Листа).
Как
и в "Тангейзере", Вагнер объединил в "Лоэнгрине" сюжеты и
образы разных народных легенд, подчеркнув в них то, что ему представлялось
близким современности. Очень поэтична музыка оперы. И по тексту
"Лоэнгрин" - самое чистое, возвышенное и поэтичное, что вышло из-под
пера Вагнера-либреттиста.
Дрезденский
период в жизни Вагнера - годы напряженнейшего труда в самых разнообразных
областях. Не успевали высохнуть чернила на уже законченной партитуре, как он
принимался за следующую, одновременно обдумывая планы других сочинений.
Творческие
планы Вагнера оказались нарушенными революцией в Германии. В мае 1849 года
композитор был на баррикадах. Вагнер всей душой приветствовал революцию:
"Я мог стоять на стороне только страдающих, - писал он впоследствии, - я
сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от
всякого гнета", "...я дошёл до признания необходимости надвигавшейся
революции 1848 года".
В
дни восстания Вагнер проявлял безудержную отвагу. Он скрылся из города, когда
правительственные войска заняли Дрезден.
Десять
лет, с 1849 по 1858 год, Вагнер почти безвыездно провел в Швейцарии. Это был
трудный и сложный период в его жизни. Он был растерян. И действительно, в каком
направлении искать применения своих сил? Откуда взять импульсы для творчества?
А ведь только ради этого он существует на свете! Будущее представляется ему
туманным и зловещим.
Катастрофичным
было и его материальное положение. Заработков не было. Издатели отвернулись от
него. Надежд на исполнение опер также не было. Правда, щедрый друг Лист добился
в 1850 году постановки "Лоэнгрина" в Веймаре, но это принесло скорее
моральное, чем материальное удовлетворение. Таков же был итог симфонических концертов,
которыми дирижировал Вагнер в Цюрихе в 1853 году или в следующем году в
Лондоне.
Несмотря
на все эти испытания, Вагнер был лишь временно надломлен, но не сломлен. Он
поставил перед собой высокие цели; жизненные невзгоды не могли его отвлечь от
их осуществления. Он увлечённо работает над своей будущей знаменитой
тетралогией.
Полный
текст "Кольца нибелунга" был закончен в конце 1852 года. Вагнер тогда
же начал сочинять первую часть тетралогии - "Золото Рейна", партитуру
её он завершил в 1854 году. Без передышки, не имея никаких перспектив увидеть
на сцене задуманный цикл, он приступил ко второй части - "Валькирия",
над которой работал в 1854-1856 годах. С той же интенсивностью Вагнер приступил
к созданию третьей части - "Зигфрид", но в следующем, 1857 году
бросил наполовину написанную партитуру оперы и в течение последующих лет не
возвращался к ней. Вагнер писал Листу: "Моего Зигфрида я отправил в
красивое уединение леса. Там, под липой, я слёзно простился с ним. Но в
одиночестве ему будет лучше, чем где-либо..." Вагнера надолго отвлекли
иные творческие замыслы. Тому было немало причин. Но главная заключалась в том,
что Вагнер перестал верить в возможность революционного переустройства
общества.
Была
и ещё одна причина перерыва в работе над тетралогией. Вагнер влюбляется в жену
своего покровителя Матильду Везендонк. И Матильда полюбила Вагнера, но не
бросила мужа, не изменила ему. Неудовлетворённая страсть нашла своё выражение в
музыке - опере "Тристан и Изольда".
Рассказ
о трагической любви Изольды, жены корнуолльского короля, к его вассалу Тристану
восходит к древним кельтским сказаниям. Музыка оперы - этой гигантской
вокально-симфонической поэмы о губительной силе всепоглощающей страсти -
отмечена единством драматического выражения, огромным напряжением чувств;
непрестанное возбуждение пронизывает всё произведение.
Покинув
гостеприимный кров виллы Везендонков, он сам уподобился Летучему голландцу,
скитаясь по городам и странам Европы с душой, охваченной смутным беспокойством.
Человек несгибаемой воли, стойкий и упорный в жизненной борьбе, он теперь чаще,
чем когда-либо, предается отчаянию; его преследует мысль о самоубийстве.
10
июня 1860 года Вагнер писал Серову, с которым близко сошёлся за год до того:
"Я приучил себя к невероятной выдержке и терпению. Четыре новые оперы
написаны мною. Бог знает, услышу ли я их когда-нибудь в театре..."
Политический изгнанник ценою больших унижений добивается амнистии. Вагнеру
разрешён въезд в Германию. Вагнеру душно на родине. Поэтому он с радостью
принял приглашение посетить Россию в 1863 году.
Вагнер
дал шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Они оставили неизгладимый след
в памяти российских музыкантов. Композитор вскоре снова возвращается в
Германию, где его ждут крупные неприятности. Вагнеру грозит нищета,
конфисковано его имущество. Спасаясь от кредиторов, он бежит в Швейцарию.
Надо
прочувствовать всю горечь испытаний, которую пришлось изведать гениальному
художнику в эти годы, чтобы понять и оценить большой творческий подвиг,
свершённый им. В самое безрадостное время он писал и приблизился к завершению
своего наиболее жизнерадостного творения. Это была опера "Нюрнбергские
мейстерзингеры".
Ещё
в 1845 году Вагнер задумал создать музыкальную комедию. Друзья ему это
посоветовали, чтобы облегчить доступ его произведениям в театр и тем самым
улучшить финансовое положение. "Мейстерзингеры" - наиболее
оптимистическая опера Вагнера. Она создавалась в самый тяжёлый период жизни
композитора, стоявшего на грани духовной катастрофы, закончена же была тогда,
когда он находился в преддверии полного, триумфального осуществления своих
гигантских замыслов. Наступил важнейший переломный момент в его биографии.
В
мае 1864 года жизнь Вагнера круто изменилась; восемнадцатилетний баварский
король Людвиг II, вступивший на престол, пригласил его в Мюнхен, столицу
Баварии, оказав щедрую материальную поддержку. Экзальтированный мечтатель,
человек с крайне неуравновешенной психикой (после смерти Вагнера Людвиг
покончил с собой), он делал всё, что было в его силах, чтобы гениальный
художник, перед которым он преклонялся, не знал жизненных забот. Но Людвиг не
был в состоянии уберечь его от зависти и мести придворных, возмущённых тем, что
король так приблизил к себе музыканта.
Вокруг
Вагнера плелась интрига, его имя смешивалось с грязью, бульварные газеты
подхватывали и раздували любую клевету о нём. В декабре 1865 года Вагнер был
вынужден покинуть Мюнхен. Он оказался благодарной мишенью для нападок: из
столицы Баварии Вагнер бежал вместе с Козимой Бюлов, женой своего друга и
почитателя, всего лишь незадолго до того осуществившего в Мюнхене долгожданную
постановку "Тристана и Изольды".
Счастливые
влюбленные (Вагнеру в то время было 53 года, ей - 29), покинув Баварию,
обосновались в Швейцарии - в Трибшене.
В
Трибшене Вагнер прожил 6 лет - с 1866 по 1872 год. Это время было продуктивным.
Сразу же по завершении "Мейстерзингеров" Вагнер возвратился к
главному труду своей жизни - к "Кольцу нибелунга", прерванному в 1857
году. В 1868-1871 годах закончил третью часть тетралогии - оперу "Зигфрид";
параллельно, в 1869-1874 годах, создал последнюю часть - оперу "Гибель
богов".
Карлики-нибелунги
выковали волшебное кольцо из золота, которое приносит его обладателю власть над
миром. Но в обмен на власть обладатель кольца должен навсегда отказаться от
любви, преданности, верности, человечности, ожесточив навсегда своё сердце.
Между нибелунгами, богами и людьми завязывается борьба за владение золотом, за
власть над миром. Вместе с героями и богами погибает юный Зигфрид, призванный
освободить мир от проклятия кольца нибелунгов. Так велико чудо искусства
Вагнера, что в сказочных образах видятся черты современных ему людей.
Пересказав по-своему старинные предания, композитор развернул огромную картину
жизни своего времени, запечатлел духовное содержание своей эпохи в прекрасной,
вдохновенной музыке.
Наступает
последний период в жизни композитора, длившийся немногим более десяти лет.
Окружённый ореолом славы и поклонения, весной 1882 года признанный мастер
возвращается в Мюнхен. Отныне все его помыслы связаны с созданием собственного
музыкального театра.
В
Байрейте, на севере Баварии, в 1872 году состоялась закладка здания нового
театра. По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой
симфонией Бетховена - это было его последнее публичное выступление в качестве
дирижёра. Спустя два года он с семьей переселился в Байрейте, назвав виллу,
построенную по его плану, "Успокоенной мечтой".
Постройка
театра не раз грозила Вагнеру, несмотря на солидные пожертвования его именитых
почитателей, финансовым крахом. Но, преодолевая все препятствия, он уверенно
шёл к цели. В 1876 году театр был открыт. Все в нём казалось необычным: и
зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подымались подобно древнегреческому
амфитеатру, и отсутствие обычных ярусов и лож.
Ещё
в 1857 году, работая над "Тристаном", Вагнер хотел противопоставить
этой опере другое произведение, которое воспело бы самоотречение и сострадание
как источник не смерти, а жизни - просветлённой и мудрой. Главным героем
произведения должен был быть Амфортас, недостойный руководитель рыцарей Грааля.
Постепенно складывался сюжет этой оперы. Мысли о ней Вагнер не оставлял на
протяжении долгих лет. В 1862 году - за двадцать лет до окончания
"Парсифаля" - он пророчески писал Бюлову, что это будет его последнее
сочинение.
В
1877 году Вагнер создал либретто оперы. Композитор посвятил работе над
"Парсифалем" последние пять лет жизни. Спустя полгода после премьеры,
во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года он внезапно скончался, не дожив
до своего семидесятилетия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://musicinf.net.ru/
|