Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)
Пушкин во
время южной ссылки (1820-1824 гг.)
Пушкину
грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это
означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни,
строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А.
Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря
этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую»,
«воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н.
Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали
выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность
творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.
Но с каждым
годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от
друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с
тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний
год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург».
До 1822 года
Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи;
по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл
смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге
поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками,
переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым).
С 1823 года в
его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была
средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но
всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью
«вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался
их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их
желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он
иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение
постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в
Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными
начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать
местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»:
«Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную
скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю
полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное
имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать
властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)
Но душевное
смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии
Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную
жизнь.
На юге зазвучал
в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года,
были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков
летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается однозначному
истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть
туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного
море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация,
недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во власти которого пребывал
тогда Пушкин.
Стихи,
созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они
превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на
окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами», но не изменившем
главной своей любви, - внутренней свободы. Власть не может отнять у него
внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать
его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, что выше сил
Пушкина, - это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все они из-за
цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможно в
стихотворении «Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих
лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о «демоническом» разочаровании
в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной
любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство
воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет
разлученных друзей, сводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки
шумной…», 1822 год).
Мотивы свободы
и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических «южных»
поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев «восточных повестей» (поэм)
великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование
европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в естественный «дикий» мир.
Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые
разочаровании. Именно – роковая, именно – неразрушимые. Так, герой «Кавказского
пленника» (1820 – 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за «весёлым
призраком свободы», попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева
гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так,
крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую
в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея
наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убивает смиренную Марию…
Но уже в
«Кавказском пленнике» - первой из «южных» поэм – Пушкин столкнулся с серьёзным
препятствием.
По законам
романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик
поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя
подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме
кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем
романтического стихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и
потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел
бледным, не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей
поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот
характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся
две женщины – Мария и Зарема.
В поэме
«Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой изменяется
сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр),
Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму
жёсткими, почти холодными стихами:
Но счастья нет
и между вами,
Природы бедные
сыны!
И под избранными
шатрами
Живут
мучительны сны,
И ваши сени
кочевые
В пустынях не
спаслись от бед,
И всюду страсти
роковые,
И от судеб
защиты нет.
«Дикая» свобода
не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы
трагичен и открыт.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/
|