Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум
А. Д. Седельников
Аввакум,
протопоп [1620–1682] — один из основоположников старообрядческого раскола,
является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды
низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским
священником, А. уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил
консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по
новогреческим образцам [1653], А. со всей силою темперамента выступил на защиту
старины уже как лицо, известное царю Алексею и московским придворным кругам.
Дальнейшая жизнь А. проходит в ссылках (в Тобольск, в Даурию, на Мезень, в
Пустозерск), прерывавшихся дважды вызовами в Москву: в 1664 — для уговоров его,
влиятельного главаря старообрядцев, и в 1666 — для суда над ним с участием
вселенских патриархов. Суд лишил его сана, проклял и приговорил к заточению. В
1682 А. вместе с тремя другими раскольниками-учителями сожжен на костре.
Его
лит-ое наследие, помимо истолковательных бесед на тексты писания, состоит из
многочисленных (свыше 40) посланий и челобитных и из «жития» — автобиографии.
Идейная сторона всех этих сочинений — в порицании никонианства, возглавляемого
патриархом — предтечей антихриста, в доказательствах преимущества старой веры и
в религиозно-догматических рассуждениях, иногда переходящих в теорию
старообрядческой общины (о беспокойстве, о самосожжении как очистительной
мученической смерти). Неуравновешенностью натуры, подверженностью бредовым идеям
и галлюцинациям объясняется наличие всякого рода «видений», в к-рые автор сам
искренно верит и к-рыми пользуется, доказывая свою мысль; отсюда же логические
ошибки в выводах и крайняя подчас пестрота аргументов. Речь А. —
простонародная, хотя местами и с подражанием риторике.
Замечательным
памятником старорусской лит-ры является «Житие» А. — его автобиография. «Житие»
проникнуто, с одной стороны, некоторым агиографическим колоритом (стилевые
недомолвки в рассказе), с другой — и по преимуществу — необычайной реальностью
содержания и яз. Страстный темперамент А. ярко обрисовывается в многочисленных
бытовых черточках и рассказах в его «Житии». По рассказу Аввакума он то
отнимает у некоего «начальника» девицу, свою прихожанку, то из ревности по вере
гонит зашедших в село скоморохов, причем ломает у них хари (маски) и бубны, а их
плясовых медведей бьет и пускает на волю, то наотрез отказывается благословить
«брадобритца», сына боярина Шереметьева. В результате таких поступков А. часто
сам оказывается потерпевшим, изгнанным, побитым, брошенным в реку, — но
неизменно смотрит на себя как на ревнителя веры, гонимого за веру. Столь же
своеобразны стиль и композиция «Жития» — «простодушно деловой сказ то
разнообразится перебоем восклицательных и вопросительных интонаций,
торжественным чтением библейских текстов, к-рое временами переходит в
ораторскую речь, проповедь, то уснащается каламбурами, шутливыми народными
присловьями, двустишиями, лишь слабо связанными с искусственной — виршевой
поэзией» (В. Виноградов).
Яркий
изобразительный талант вместе с авторитетностью А. среди старообрядческой массы
вызвал к жизни целую плеяду писателей, идеологически и стилистически
родственных А. Сюда относится деятельность братьев Денисовых, Павла Прусского и
др., а также большое количество анонимной лит-ры народного характера («Сказание
о граде Китеже», «Об Опольском царстве», «О картофеле и о табаке», стихотворные
плачи, сектантские паспорта в стихах и т. д.).
Список литературы
Мякотин
В. А., Протопоп А., СПБ., 1894
Бороздин
А. К., Протопоп А., Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII
в., СПБ., 1898; изд. 2-е., СПБ., 1900
Виноградов
В. В., О задачах стилистики, Наблюдения над стилем «Жития» протопопа А.,
«Русская речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923.
|