Преподобный Иоанн Дамаскин
ПРЕПОДОБНЫЙ
ИОАНН ДАМАСКИН
Святой Иоанн
родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680
года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе
главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных,
приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось,
был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах
обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам,
но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул
семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре
умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через
некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна,
сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.
Иоанн очень
тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте
его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел
пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал
христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: “Я сделался защитником
Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова”.
В 726 г. в
Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин
(716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы
обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий
на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое
мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было
простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их
употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи,
расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины
ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны
Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому
времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым
действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении “Слов” и “Посланий”,
которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из
рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень
эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на
притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки
апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Все эти призывы
и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути
исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую
истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться
от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория
III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью,
не удалось - римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна
Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу,
чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же –
Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору
помощь в свержении калифа.
Когда письмо
было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав
это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на предыдущие заслуги своего
верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и
отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное
письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была
икона Пресвятой Богородицы именуемая “Троеручница”. Взяв свою отрубленную руку
и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться
об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую
Богородицу, которая, глядя на него сказала: “Теперь ты здоров, и горя больше
нет”. Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука
была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее
вокруг.
Радость и
благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную
песнь: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”. Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна.
Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что
несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку,
щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин
понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от
всего этого. Раздав все свое имущество
бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель
преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский
Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает
Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения
Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в
обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление
Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780
г. Святой Иоанн Дамаскин является
первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем
церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.
Из
систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются: “Диалектика” (содержит в себе
переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и
др.); “Книга об ересях” (в частности,
сюда включено изложение и критика учения Магомета); “Точное изложение Православной веры”. Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина
первое место занимают книги: “Послания
против порицающих святые иконы”;
Сочинение против несториан “Рассуждение”. Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха
(Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.
Эту книгу и
некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие
Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн
Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь
пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.
Список
литературы
Денис
Туранский. Преподобный Иоанн Дамаскин
|