Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский
Ольга Глаголева
В
истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы
«верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был
преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.
Будущий
великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в
селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила
Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. В 12 лет Сашу (так его звали)
отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в
1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба
была успешно окончена, но Александр не стал поступать в духовную академию. Не
стал он и священником. Некоторое время он был домашним учителем в одной
помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.
В
27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном
Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от
тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения
епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным
столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских
ищущих света».
По
преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и
окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой —
речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник
атамана Кудеяра. В основу жизни обители было положено неукоснительное
соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление
всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия.
Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь.
Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества,
таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.
В
апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович
Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители:
варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был
пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни,
в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.
Здоровье
его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат,
будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении
обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по
древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути
Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как
говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока
болезнь не принесет им настоящую пользу».
Не
только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого
старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием,
которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе
как: «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям
старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто
беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы,
помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то,
чего давно жаждала его душа. Он писал друзьям о духовном счастье, которое
открылось для него в Оптиной Пустыни.
«Как
на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой
духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и
служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К
старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто
запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда
стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий
утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не
два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев,
Леонтьев… — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек,
посланный Самим Богом. По словам Ф. М. Достоевского, «для души русского
человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним
грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как
обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас
грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и
высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть,
когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».
Именно
Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду 14 оптинских
старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение 30 лет
окормлял страждущие души.
Старец
Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно
интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена
западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все
светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом
могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и
самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того
счастья, к которому должны все стремиться.
Недаром
сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на свои телесные
страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому
времени уже обладавший целым рядом духовных даров — прозрения, исцеления, дара
духовного назидания и прочее — принимал ежедневно толпы людей и отвечал на
десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими
человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная
благодать.
Среди
духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие
тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко
проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не
нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью:
старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах,
сиротах, больных и страждущих.
В
последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне
Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй
обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители
он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в
ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и
больница.
Именно
в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в
октябре 1891 года, на 79-м году жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|