Павел Александрович Флоренский
Павел Александрович Флоренский
Перевезенцев С. В.
Павел
Александрович Флоренский (1882—1937) родился возле местечка Евлах Елисаветпольской
губернии (ныне — на территории Азербайджана). Свое детство он провел в Тифлисе
и Батуме, где его отец строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу. Окончив 2-ю
Тифлисскую гимназию П.А. Флоренский поступил на физико-математический факультет
Московского университета. Флоренский увлекается математикой, пишет несколько
теоретических работ, в том числе, такие как "О символах
бесконечности" — первый в России труд по теории множеств. Одновременно он
увлекается философскими проблемами, участвует в деятельности студенческого
Историко-филологического общества, занимается под руководством С.Н. Трубецкого
и Л.М. Лопатина.
Но
карьера математика не привлекала молодого мыслителя. П.А. Флоренский был
истинно религиозным человеком, поэтому в 1904 году по окончании университета
его посещают мысли о принятии монашеского пострига. Однако его духовный отец не
благословил его на этот путь. По совету епископа Антония (Флоренсова), он
поступил в Московскую Духовную академию. Годы обучения в академии — это время
становления Флоренского как религиозного философа. В 1908 году он пишет
сочинение "О религиозной истине", которая стала основой его
магистерской диссертации. Тогда же Флоренский стал доцентом академии по кафедре
истории философии. В 1911 году П.А. Флоренский был рукоположен в сан диакона, а
затем — в сан священника. В 1912 году его назначили редактором журнала
"Богословский вестник". В 1912 году он начал служить в
Сергиево-Посадской церкви приюта сестер милосердия Красного Креста. В 1914 году
Флоренский стал магистром богословия и профессором академии.
В
1908—1919 гг. Флоренский написал ряд интересных сочинений по истории философии,
культуры и культа. Главной из его работ стал двухтомный труд "Столп и
утверждения истины. Опыт православной теодицеи", вышедший в 1914 году. Эта
книга сразу же получила известность, а П.А. Флоренский стал почитаться как
крупный религиозный мыслитель.
После
Февральской революции 1917 года Флоренского отстранили от редактирования
журнала, а в 1918 году была закрыта Московская Духовная Академия. В 1921 году
по распоряжению советских властей был закрыт и Сергиев-Посадский храм, в
котором служил П.А. Флоренский. Но, как ни странно, именно первые годы
революционной смуты оказались очень плодотворными для русского мыслителя.
Лишенный возможности исполнять священнические обязанности, П.А. Флоренский
одновременно занимается разнообразными делами. С октября 1918 года он — член
Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. С мая
1920 года участвует в работе византийской секции Московского института
историко-художественных изысканий и музееведения. В том же году Флоренский
начал исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР и, одновременно, создал
и возглавил лабораторию в Государственном экспериментальном электротехническом
институте. С 1921 по 1924 гг. Флоренский был профессором на печатно-графическом
факультете ВХУТЕМАСа. В начале двадцатых годов он пишет и публикует работы по
электротехнике, искусствоведению, музейному делу. Но главными все равно
остаются его занятия философией и богословием — "Очерки философии
культа" (1918 г.), "Иконостас" (1922 г.) и, оставшийся
незаконченным, труд "У водоразделов мысли". А в работе "Мнимости
в геометрии" (1922 г.) П.А. Флоренский назвал свою философию
"конкретной метафизикой".
В
1928 году Флоренского впервые отправляют в ссылку в Нижний Новгород. После
возвращения из ссылки, в начале 30-х годов, против него развертывается целая
клеветническая кампания в печати. В феврале 1933 года он был арестован и в июле
осужден на 10 лет заключения. Находясь в Бамлаге на Дальнем Востоке, Флоренский
продолжал научные изыскания и работал на мерзлотоведческой станции. В сентябре
1934 года его перевели в Соловецкий лагерь, где он, в созданной лаборатории
занимался вопросами добычи йода и агар-агара из водорослей. 8 декабря 1937 году
П.А. Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки УНКВД Ленинградской
области.
Как
религиозно-философский мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит к направлению
софиологии и философии всеединства, основателем которого считается В.С.
Соловьев. Впрочем, как считает С.С. Хоружий, современный исследователь
творчества П.А. Флоренского, софиология Флоренского — это совершенно
самостоятельное учение, во многом отличное от учения В.С. Соловьева. Основу
софиологии Флоренского составляют два источника — христианский платонизм и
православная традиция культа Святой Софии Премудрости Божией.
С.С.
Хоружий отмечает, что, по мнению П.А. Флоренского, между Богом и сотворенным Им
миром существует двоякая связь: с одной стороны, бытие мира имеет смысл,
заданный Богом (замысел Божий о мире), с другой стороны, всякая тварь имеет
любовь к Богу. Оба эти аспекта, соединяясь, приводят к новому понятию: каждой
тварной личности сопоставляется ее "идеальная личность" ("любовь
— идея-монада"), реализующая связь личности с Богом. "Монады"
Флоренского исполнены любви, которая связует их не только с Богом, но и между
собой, так что они образуют "единство в любви". Такое единство
поддерживается непрестанной активностью любви, и потому является единством
живым, "многоединым существом". Иначе говоря, собрание
"идеальных личностей" — само тоже личность, которую Флоренский и
считал Софией. Итак, София — это божественная совершенная личность,
представляющая собой собрание всех "идеальных личностей" и обладающая
ипостастной сущностью. Как писал сам Флоренский, Софию можно считать
"ипостастной системой миротворческих мыслей". Таким образом, София —
это совершенное единство множества, причем, будучи сама личностью, она связана
с любой личностью в своем составе. А любовь — это сила, которой устанавливается
и держится всеединство.
Следовательно,
София и представляет собой всеединство, а софиология — определенный род
метафизики всеединства. Однако Флоренский избегает термина
"всеединство", используя греческие формулы, наиболее часто —
"единое и многое". Связано это было с тем, что Флоренский вовсе не
вкладывал в это понятие тот смысл, который был известен в толкование В.С.
Соловьева. У Соловьева всеединство — это принцип построения философской системы
традиционного европейского образца. Флоренский же трактовал это понятие ближе к
традиции античной философии, а позднее — к новейшему структурно-семиотическому
подходу. По убеждению Флоренского, существуют определенные градации (или
ступени) любви. Но если любовь имеет градации, то и всеединство структурировано
подобным же образом. В таком случае, всеединство — это иерархия ступеней,
идущих в порядке постепенного убывания связности и единства.
Важным
представляется учение П.А. Флоренского о познании, в основе которого опять
находится любовь: "Познание совершается любовью", — писал русский
мыслитель. С.С. Хоружий отмечает, что, по Флоренскому, познание предмета — это
род общения с ним, созидание единства познающего и познаваемого; и только в
любви, любовью достижимо истинное познание.
Важнейшей
целью познания является обретение Истины. Процесс обретения истины Флоренский
разделяет на три этапа. Первый — этап логистики, когда человек пользуется
способами рациональной философии. На этом этапе Истину обрести невозможно, ибо
рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью
мира. Второй этап — этап пробабилизма, т.е. осмысление определенных качеств
истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание
главных свойств Истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики:
Истина есть "интуиция-дискурсия", "актуальная
бесконечность", "совпадение противоположностей" и др. И наконец,
Истина предстает, как важнейший христианский догмат: "Истина — …Отец, Сын,
Дух… истина есть единая сущность о трех ипостасях… Троица единосущная и
нераздельная". На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием
"подвижничество", как данность уже полностью принимается
необходимость существования Истины. В данном случае познание истины невозможно
без веры и религиозно-духовной практики. С помощью веры и евангельской любви
Истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс
познания Истины — совершая восхождение по этапам познания Истины, человек
познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей.
Общность
людей, связуемая любовью в процессе обретения Истины — это Церковь: "Столп
Истины — это Церковь, это достоверность, это духовный закон тождества, это
подвиг, это Триипостастное единство, это свет фаворский, это Дух Святой, это
целомудрие, это София, это Пречистая Дева, это дружба, это — паки
Церковь". Таков итог софиологических рассуждений П.А. Флоренского о
сущности Софии, всеединстве и Истине — именно и только Церковь являет в
человеческой истории все качества Софии и Истины, является Телом Христовым,
истинным Столпом и утверждением Истины. Стоит напомнить, что "Столпом и
Утверждением Истины" называет Церковь апостол Павел (1 Тим., 3:15) и в
данном случае П.А. Флоренский с полным правом использует эти слова святого
апостола.
На
основе своего учения о Церкви, П.А. Флоренский разработал систему теодицеи
(оправдания Бога). Флоренский определяет теодицею как "восхождение нас к
Богу", предполагающее путь от иррелигиозности через сомнение, скепсис,
подвиг веры, познание истины, преображение всего человека к живой вере в Бога.
Но истинное обретение Бога возможно только в Церкви, следовательно, истинная
теодицея основана на Церкви, как "Столпе и утверждении Истины".
В
своих рассуждениях о софийности мира, П.А. Флоренский большое значение придает
философии символов. По его мнению, носителями энергий бытия выступают имена и
слова, которые выступают перед человеком как символы бытия: "Бытие,
которое больше самого себя, — таково основное определение символа… Символ есть
такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с
энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет
таким образом в себе эту последнюю". Весь мир, весь космос, по
Флоренскому, представляет собой бесконечное множество символов и, таким
образом, является символическим миром.
Поэтому
столь внимательно Флоренский изучает символику икон, имен и слова. Слово, по
мнению русского философа, сводит человека лицом с реальностью. Не случайно
Флоренский придавал серьезное значение учению имеславия, сторонники которого
считали, что в Имени Божием присутствует Сам Бог, а всякое Имя Божие как истина
Богооткровения есть Сам Бог и в этих именах Бог пребывает всем Своим существом.
Кстати, несмотря на то, что учение имеславия было осуждено официальной
церковью, Флоренский видел в имеборчестве стремление к разрушению символов,
аналогичное древнему иконоборчеству.
Одним
из высших религиозно-художественных символов духовной реальности П.А.
Флоренский считал икону. Он специально исследовал технические средства и
художественные принципы иконописания, считая, что именно этими средствами и
принципами передается символика многослойной духовной действительности. В
частности, именно П.А. Флоренский разработал оригинальное учение о сущности
прямой и обратной перспектив как конкретно-исторических типов художественного
изображения. При этом он считал, что естественность изображения, которая в
последние века выдается за великое достижение искусства, на самом деле есть
искусственность, порожденная более поздним временем. И наоборот, за
"наивностью" иконописных изображений, за "безграмотностью"
рисунка, современные люди не видят главного — проникновения в мир духовных
сущностей, тождество символического языка иконы и божественной сущности мира.
В
целом, философия П.А. Флоренского еще нуждается в более детальном и
основательном изучении, которое должно стать одной из задач современных
историков философии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|