Паулс Ояр-Раймонд Волдемарович
Паулс
Ояр-Раймонд Волдемарович
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий,
почетный доктор Латвийской академии наук, кавалер королевского ордена Полярной
Звезды I степени (награда Датского королевства)
Раймонда Паулса
можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно
благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство.
"Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев", - написал в
книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на
теppитоpии экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом
своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеpы "Миллион алых
pоз", "Маэстpо", "Веpнисаж", "Стаpинные
часы", "Зеленый свет" и т.д. в исполнении А. Пугачевой, В.
Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp
исполняются на бис.
Ояр-Раймонд
Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в семье рабочих Волдемара и
Алмы-Матильды Паулсов - слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец
был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре "Михаво" играл на
ударных инструментах.
Волдемар Паулс
мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом - "как Паганини":
Волдемару казалось, что музыкантский хлеб - более легкий и приятный, нежели
труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные
способности, но "профессионал" был категоричен: у ребенка нет ничего
общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала
упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в
детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила:
"Начнем лучше не со скрипки, а с рояля". Так была решена его судьба.
Позже сам
Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам:
"Быть выдающимся музыкантом - тут нужен не только талант... Сегодня
удержаться в обществе музыкальных звезд - означает каторгу. Ежесуточная работа
по 12-14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь
хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим
достойным трудом". Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был
способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...
В 1939 году
родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по
гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно
находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в музыкальную школу имени Э.
Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой
музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных
записей), Паулс черпал информацию с радио "Голос Америки":
прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.
В 1953 году
Паулс поступил, а в 1958 году - окончил Государственную консерваторию
Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна,
а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова.
Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников,
медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался
"легким" жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В
1963-1971 годах - руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда
Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса -
"Зимний вечер", "Мы встретились в марте", "Старая
береза", - мелодичные, душевные, легкие и лиричные.
Уже в 1960-х
вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей,
которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз
тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых
авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных
исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.
31 августа 1961
года Паулс женился на Светлане Епифановой (специальность - лингвист). Их дочь
Анета (1962) окончила ЛГИТМИК по специальности "режиссер телевидения"
и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились
две дочери - Анна-Мария (1989) и Моник-Ивонн (1994).
В начале 1970-х
Паулс создал ВИА "Модо", который с невероятным успехом гастролировал
по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь
"железный занавес" и занимала верхние строчки в западных хит-парадах.
В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл "Сестра Керри" по
Теодору Драйзеру.
По мюзиклу был
создан музыкальный видеоклип, который получил премию "Золотой янтарь"
на международном конкурсе в Польше. Впоследствии "Сестру Керри"
ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил
рижский театр "Русская драма". С 1978 года Паулс работал главным
музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению
и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.
В России слава
Маэстро началась с песен "Синий лен" (в исп. Л. Мондрус) и
"Листья желтые" (в исп. Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О.Гринберга,
М.Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским
и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писал стихи на готовую
музыку. Композициии Паулса и Вознесенского "Подберу музыку" (в исп.
Я. Йолы) и "Танец на барабане" (в исп. Н. Гнатюка) получили призы
музыкальных фестивалей в Сопоте.
В середине
1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал
русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском
языке. Их первым совместным хитом стал "Маэстро" в исполнении Аллы
Пугачевой - песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день.
Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева
("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Без
меня", "Делу время", "Возвращение", "Я ждала вас
так долго" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер",
"Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев
("Верооко", "Я с тобой не прощаюсь", "Годы
странствий", "Поющий мим", "После праздника",
"Гиподинамия" и др.).
В то же время
Паулс сотрудничает с Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог",
"Комета Галлея" и др.), М. Таничем ("Протяжение любви",
"Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон",
"Маяк"), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским ("Полюбите
пианиста", "Муза", "Затменье сердца",
"Человек-магнитофон" и др.). Их песня "Миллион алых роз" (в
исп. А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки
мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви,
она включена в репертуар всех караоке.
Широкую
известность по Союзу получил и детский ансамбль "Кукушечка", который
композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным
образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из "Кукушечки"
исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью
на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива
"Золотая свадьба" (слова И. Резника).
Композитор
успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет
музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену
(спектакль "Бранд" получил первый приз за музыку на театральном
фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам - "Долгая дорога в дюнах",
"Театр" и др.
В 1985 году
Раймонду Паулсу присвоили звание Народного артиста СССР. В 1986 году состоялся
первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс
боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого
ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим
ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году
директор фирмы "Мелодия" вручил композитору в подарок к 50-летию два
"золотых диска" - за фортепианный альбом "Мой путь" и
песенный сборник "У нас в гостях Маэстро".
В 1985 году
Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года -
народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик
впервые осуществили "голосование ногами": демонстративно покинули зал
заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта
Молотова - Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально
подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с
признанием независимости прибалтийских республик.
В ноябре 1989
года Паулс возглавил министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР
был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр.
Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году
Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии.
А в 1993 году - и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул
пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об
упразднении министерства культуры и совмещении его с другими правительственными
организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)
Будучи
министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной
системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены
основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало
бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы -
на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь
решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллегенции,
но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.
С 1993 по 1998
год Паулс состоял советником по вопросам культуры при президенте Латвийской
Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в
1997 году Маэстро удостаивают награды королевства - ордена Полярной Звезды I
степени.
В те же годы
Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем
"Кукушечка", писал песенные циклы и концертные программы. Создал
музыку к спектаклям "Дикие лебеди", "Граф Монте-Кpисто",
"Зеленая дева" и др., несколько программ для Л. Вайкуле ("Я
вышла на Пикадилли", "Лайма в стиле танго" и др.). Особым
успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы:
"Рапсодия в стиле блюз" (Паулс исполнил свою фортепианную версию),
одноактная опера "Порги и Бесс" с участием профессиональных джазовых
исполнителей...
14 марта 1998
года Паулс возобновил политическую деятельность - стал председателем созданной
им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием "продвинуть
в pуководство стpаны молодых пpогpессивно-мыслящих людей". 3 октября 1998
года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР - он работает в комиссиях "по
образованию, культуре и науке", "ревизионной", "защиты прав
детей" и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В
1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны.
Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович
неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой
официальной речью: "Взвесив все "за" и "против", я
решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал".
К своему
65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд
Паулс, в числе множества других поздравлений, получил телеграмму от Президента
России Владимира Путина: "...на протяжении многих лет каждая из ваших
песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных
исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И
сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в
России".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|