Ортега-и-Гассет, Хосе
Ортега-и-Гассет,
Хосе
Ortega y
Gasset, Jose (1883–1955), испанский писатель и философ, один из выдающихся
интеллектуалов 20 в. Ортега и его современник Мигель Унамуно известны как
«философы агоры», люди, которые популяризировали свои идеи с помощью газетных
статей, специально созданных для этой цели журналов, в книгах и публичных
лекциях.
Ортега родился
в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором
философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты «Эль Импарсиаль» («El
Imparcial»). Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который
оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики
Мадридского университета.
В 1914 Ортега
опубликовал свою первую книгу – Размышления о Дон-Кихоте (Meditationes del
Quijote) и прочитал знаменитую лекцию Старая и новая политика (Vieja y nueva
politica), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в
отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки считают
это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к
падению монархии. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де
Айела основал журнал «Испания» («España»), а в 1917 – «Эль Соль» («El
Sol»). Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал
серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал «Ревиста де Оксиденте»
(«Revista de Occidente»), в котором испаноязычному миру предлагались новейшие
достижения в области философии, науки и литературы. Когда генерал Примо де
Ривера провозгласил себя диктатором Испании в декабре 1923, Ортега, как и
многие другие профессора, отказался от должности в университете. В феврале 1931
за два месяца до смены режима он образовал небольшой политический союз «Группа
на службе республики» («La agrupacion al servicio de la republica»), а затем
был избран в новую конституционную ассамблею. В 1933 Ортега ушел из политики, а
когда началась гражданская война, покинул Испанию. В 1936–1945 жил в Европе,
Аргентине и Португалии. В 1948 основал в Мадриде Институт гуманитарных наук.
Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955.
Сочинения
Ортеги, такие, как Размышления о Дон-Кихоте и Бесхребетная Испания
(España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и
европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в
таких работах, как Тема нашего времени (El tema de nuestro tiempo, 1923) и
Дегуманизация искусства (La deshumanizacion del arte, 1925). Однако как раз в
прологе к Размышлениям о Дон-Кихоте можно найти главные идеи философии Ортеги.
Здесь он дает определение человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi
circunstancia»), т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих
его обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом
(преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим значение
вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей. Каждая жизнь есть
одна из точек зрения на Вселенную; истина плюральна, никто не может
претендовать на то, что его точка зрения единственно истинна. Жизнь – это
драма, выбор в экзистенциалистском смысле. Знакомство с немецким философом
Вильгельмом Дильтеем повлияло на философско-исторические взгляды Ортеги,
нашедшие выражение в его работе История как система (Historia como sistema,
1941), предлагающей новый подход к изучению фундаментальных проблем
человеческого существования.
Всемирную славу
Ортеге принесла его работа Восстание масс (La Rebelión de las masas,
1930). В каком-то смысле название не соответствует содержанию, ибо под массами
не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на
общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и
массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна
к себе. Человек «массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он
есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой
совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе. Наличие огромного числа
таких людей характерно для 20 в. Благодаря либеральной демократии и
техническому прогрессу стал возможен высокий уровень жизни, который льстил
самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об ограниченности
своего существования, ни об окружающем огромном мире. Работа Ортеги
заканчивается требованием, чтобы власть была передана меньшинству – духовной
элите. Он также предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала
оказывать влияние на ход событий в мире.
Хотя Ортега
является выдающимся мыслителем современности, не следует забывать о
писательском таланте философа. В его сочинениях, как и в работах Унамуно, форма
и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует необычными и изящными
метафорами, возникающими (по его же теории) из неудовлетворенной потребности в
выражении. Будучи настоящим художником слова, Ортега артистически пользовался
языком метафоры и благодаря этому стал уникальным мыслителем нашего времени.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|