Орфей
Орфей
Перевезенцев С. В.
В
отличии от Гесиода, Орфей - личность абсолютно легендарная. В Древней Греции
существовал миф об Орфее, великом певце и стихотворце, который спускается в
Аид, чтобы вернуть на землю свою погибшую от укуса змеи жену Эвридику.
С
именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые
"орфические теогонии" - оригинальные версии родословия богов.
Носителями и хранителями "орфических теогоний" стали орфики,
последователи религиозного учения, основателем которого также считается Орфей.
В
основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно
отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и
традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. И сами "орфические
теогонии" являются крайне своеобразными, совершенно непохожими на более
привычные для нас теогонии Гесиода или Гомера.
Сегодня
нам мало известно о сути орфического культа, ибо история сохранила слишком
немного сведений об орфиках, к тому же эти сведения противоречат друг другу. По
этой же причине очень сложно выделить какое-либо единственное орфическое
сказание о происхождении мира. Уже сами древние, рассказывая об орфизме,
приводили разные версии - кто-то первоначалом называл Ночь, кто-то Воду, другие
- слитность Земли, Неба и Моря, а некоторые - само Время (Хронос).
Из
сохранившихся фрагментов "орфических теогоний" можно сделать вывод о
том, что в представлениях орфиков о происхождении мира были перемешаны миф и
космогония. Мифологические персонажи перемежаются с некими природными
объектами. В отличии от Гомера, в орфических теогониях первоначалами мира
считаются не божественные семейные пары, а некие триады. Сначала были вода и
ил, "который затвердел в землю". Третье начало, идущее после двух,
родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой "Дракона (Змея) с
приросшими головами быка и льва, а посреди (них) - лик бога. На плечах у него
крылья, имя ему - Нестареющий Хронос (Время), он же Геракл. С ним соединена
Ананкэ (Необходимость) - то же самое существо, что и Адрастея - бестелесная,
распростертая по всему космосу и касающаяся его границ".
Хронос-Змей
рождает тройное потомство: "влажный Эфир", "безграничный
Хаос" и "мглистый Эреб (Мрак)". Это вторая триада соответствует
первой, как потенциальная - отчей. В них (Эфире, Хаосе, Эребе) "Хронос
родил яйцо". Так рождается третья триада. Во-первых, яйцо, во-вторых,
двоица заключенных в нем существ, мужского и женского пола, и, в третьих,
"бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были
приросшие головы быков, а на голове - чудовищный змей, принимающий всевозможные
обличья зверей".
В
некоторых "орфических теогониях" говорится о "всемирном
яйце", из которого вылупляется некий "сияющий" бог Фанес,
содержащий в себе зачатки всех богов, существ и вещей.
С
учением орфиков связана и еще одна важная идея - идея метемпсихоза, т.е.
переселения душ. В представлениях орфиков, душа человеческая имела божественное
начало и оказалась в теле по причине изначального греха. Душа не только существует
раньше тела, но и не умирает вместе с телом, ибо осуждена на жизнь в других
телах до тех пор, пока через некое количество рождений не искупит свой
изначальный грех.
Орфизм
оказал огромное влияние на всю древнегреческую и вообще европейскую философскую
мысль. Элементы орфизма прослеживаются во взглядах Пифагора, Гераклита,
Эмпедокла, Платона, а также и в более поздних философских и религиозных
учениях.
Рапсодическая теогония
(Излагается Дамаскием в труде "о началах")
Публикуется
по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.48. Перевод А.В.
Лебедева.
В
этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова.
Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое
начало всех вещей, Эфир и Хаос - за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие
и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и
вынашивающее бога яйцо, либо "сияющее одеяние (хитон)", либо облако,
из которых "выскакивает" Фанес. ...Третью [триаду] составляют Метис -
как ум, Эрикепей - как потенция и сам Фанес как отец. Быть может, следует
принять также и среднюю триаду, соответствующую "трехликому богу, еще
вынашиваемому в яйце". Действительно, средний член всегда уподобляется
обоим крайним, подобно тому как в данном случае он одновременно и яйцо и бог.
Легко видеть, что яйцо - это единенность, а трехликий и в действительности
многоликий бог - расчлененность умопостигаемого, а среднее, поскольку оно яйцо,
- еще единенное, поскольку бог - уже расчлененное, а говоря в целом,
находящееся в процессе расчленения. Такова обычная орфическая теология.
Орфическая
теогония по Иерониму и Гелланику
(Излагается Дамаскием в труде "о началах")
Публикуется
по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 61-62. Перевод А.В.
Лебедева.
[Орфическая
теогония] по Иерониму и Гелланику - если только это не одно и то же лицо -
такова: "Сначала были вода и ил, который затвердел в землю", -
говорит он, полагая первыми эти два начала - воду и землю; землю - как
рассеивающуюся по своей природе, воду - как склеивающую и связующую ее, а
предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само
умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее
после двух, родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой "Дракона
[Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] - лик бога. На плечах
у него крылья, имя ему - Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним
соединена Ананкэ [Необходимость] - то же самое существо, что и Адрастея -
бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ". Под
этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал
его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю
также, что теология, изложенная в "Рапсодиях", опустив два первых
начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания),
начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в
какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно,
высокочтимый в той ["Рапсодической теогонии"] Нестареющий Хронос был
"отцом Эфира и Хаоса"; и согласно этой [Иеронимовой теории] тоже
именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: "влажный Эфир",
как он говорит, "безграничный Хаос" и, кроме того, в-третьих,
"мглистый Эреб [Мрак]". Это вторая триада, по его учению,
соответствует первой, как потенциальная - отчей. Поэтому третий член ее есть
"мглистый Эреб", отчий и крайний - "Эфир", и не просто
["Эфир"], а "влажный", а средний - "безграничный
Хаос". В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, "Хронос родил
яйцо". Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением
Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них
тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо,
[во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и
множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в третьих, кроме
того, "бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам
были приросшие головы быков, а на голове - чудовищный змей, принимающий
всевозможные обличья зверей". Его надо рассматривать как ум триады, этого
третьего бога; средние роды, множество и двоицу - как потенцию, а само яйцо -
как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической],
воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса
"распорядителем всех и всего космоса", почему он и зовется также
Паном.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|