Одоевцева И.В.
Одоевцева И.В.
Ирина
Владимировна Одоевцева (Ираида Густавовна Гейнике)
15(27).06.1895
(Рига) - 14.09.1990 (Петербург)
Поэт,
прозаик, мемуарист.
Ирина
Одоевцева родилась в Риге в семье адвоката. Входила во второй "Цех
поэтов", в группу "Звучащая раковина", где пользовалась особой
благосклонностью Н. Гумилева.
Первое
стихотворение опубликовано в 1921 г. Печаталась в сборниках "Дом
искусств" и "Звучащая раковина", незадолго до эмиграции
выпустила стихотворный сборник "Двор чудес" (Пг.,1922).
В
1923 г.выехала вслед за мужем, поэтом Георгием Ивановым, за границу,
поселившись сначала в Берлине, затем в Париже, где прошла большая часть ее
жизни.
Печатала
стихи в различных журналах, но переключилась главным образом на прозу (романы
"Ангел смерти", 1927; "Изольда", 1931; "Оставь
надежду", 1954 и др.).
К
стихам вернулась уже в послевоенное время, выпустив несколько небольших
сборников, включавших наряду с новыми текстами переработанные редакции ранних
произведений.
В
Париже написана также мемуарная дилогия И. Одоевцевой "На берегах
Невы" и "На берегах Сены". Кроме лирических стихов с
акмеистическим привкусом сочинила несколько длинных забавных баллад, сюжетно
привязанных к первым послереволюционным российским годам.
Неуклюжесть
русского лубка, подпрыгивающий ритм, рискованный, на грани графоманства,
синтаксис, особенно ново - почти нелепо - выглядели на фоне гладкописи
акмеистов второго призыва, предваряя позднейшие опыты не только обэриутов, но и
современных поэтов-концептуалистов.
В
начале 60-х годов приступила к работе над книгой воспоминаний "На берегах
Невы". В "Предисловии" она писала: "Я пишу не о себе и не
для себя, а о тех, кого мне было дано узнать "на берегах Невы".
Одоевцева с истинным поэтическим даром рассказывает о том, какую роль в жизни
революционного Петрограда занимал "Цех поэтов", дает живые образы Н.
Гумилева, О. Мандельштама, А. Белого, Г. Иванова и многих других, с кем тесно
была переплетена ее судьба. Любовью к Петербургу пронизано и поэтическое творчество
Одоевцевой - "Баллада об извозчике", "Не была ли на самом
деле...", "Ненароком, скоком-боком..." и др. Из последнего
интервью: "Да, юность, Петроград: Предчувствие меня не обманывало - это
были самые счастливые годы моей жизни" ("Невский проспект" - 1990).
В
1987 г. Ирина Одоевцева вернулась в Петербург (еще Ленинград), успела увидеть
издание своих произведений на родине.
Он
сказал: - "Прощайте, дорогая!
Я,
должно быть, больше не приду."
По
аллее я пошла, не зная,
В
Летнем я саду или аду.
Тихо.
Пусто. Заперты ворота.
Но
зачем теперь идти домой?
По
аллее черной белый кто-то
Бродит,
спотыкаясь, как слепой.
Вот
подходит ближе. Стала рядом
Статуя,
сверкая при луне,
На
меня взглянула белым взглядом,
Голосом
глухим сказала мне:
-
Хочешь, поменяемся с тобою?
Мраморное
сердце не болит.
Мраморной
ты станешь. Я - живою.
Стань
сюда. Возьми мой лук и щит...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|