Николай Комолятов
Николай
Комолятов
Николай
Комолятов родился в городе Саранске* в 1942 году. Начав в пятнадцать лет
самостоятельно играть на семиструнной гитаре, Комолятов через два года
обратился к шестиструнной гитаре, а в следующем году поступил в училище при
Московской государственной консерватории в класс заслуженного артиста РСФСР
А.М.Иванова-Крамского. Закончив в 1968 году училище, он поступил в
Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского и в том же году,
выдержав конкурс, стал солистом Московской государственной областной
филармонии. К моменту окончания консерватории в 1973 году Н. Комолятов был уже
признанным мастером. Это очень серьезный музыкант, и к его бесспорным
достоинствам нужно, в первую очередь, отнести глубину, строгость, академизм в
высоком смысле. С какой бы программой ни выступал Н. Комолятов, соло или в
аккомпанементе, любой аудитории он импонирует стильной интеллигентной манерой и
безупречным чувством инструмента. Гитара — инструмент чрезвычайно деликатный.
Немногим музыкантам удается избежать скованности и форсированного звучания, но
никогда этот упрек не мог быть брошен Н. Комолятову.
Пресса
многократно отмечала тембровое богатство его инструмента и виртуозную технику,
разнообразную нюансировку, певучую выразительность, ясность замысла, изящество
и тонкость художественного вкуса.
Многочисленные
гастроли, записи на радио и телевидении сделали имя Н. Комолятова очень
популярным. Его концертный репертуар, обширный и разнообразный, включает
произведения Ф.Сора, И.Альбениса, Ф.Тарреги, Ф.Торробы,
переложения сочинений И.С.Баха, П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского,
композиции современных зарубежных и советских авторов.
Николай
Комолятов является первым исполнителем таких крупных произведений современных
композиторов, как Концерт ре мажор для гитары с оркестром М.
Кастельнуово-Тедеско (первое исполнение в СССР), “Танго” И. Стравинского для
гитары с оркестром (первое исполнение в СССР), Диалог для флейты и гитары
финского композитора Э. Бергмана (первое исполнение в СССР), Соната для флейты
и гитары Э. Денисова, гитарные произведения И.Рехина, П.Панина и другие
произведения.
Украшение его
его программ—произведения А. М. Иванова-Крамского и Э. Вилла-Лобоса. Это и
понятно: еще в 1966 году, заслужив международное признание исполнением музыки
Вилла-Лобоса, он стал лауреатом Международного конкурса на Фестивале искусств
стран Латинской Америки. Записи “Этюдов” и “Прелюдий” из его конкурсной
программы вошли в золотой фонд Всесоюзного радио.
Имя Н.
Комолятова как одного из крупных современных гитаристов занесено в изданный к
1979 году в Польше "Лексикон гитары" (Gitarren-Lexikon)
Дж.Поврожняка.
Что привлекает
исполнителя в музыке Вилла-Лобоса? “Эмоциональность — острая и
непосредственная...— говорит Н. Комолятов. — Этюды — одна из вершин гитарной
технической литературы, расширившая границы инструмента. Их играют мало и редко
потому, что они ставят перед музыкантом экстрасложную задачу”.
Николай
Комолятов, лауреат конкурса гитаристов в Латинской Америке, в настоящее время
является солистом Московской Государственной Филармонии и профессором
Музыкальной Академии им. Гнесиных. Ведет большую концертную деятельность, имеет
звания заслуженного артиста России.
Список
литературы
Рецензия Г.
Машинской к грампластинке с записью Н.Комолятова, выпущенной ф. «Мелодия»
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/
|