Никола Пуссен
Никола Пуссен
Nicolas
Poussin
Дата
рождения: ??.06.1594 г.
Дата
смерти: 19.11.1665 г.
Место
рождения: Лез-Андели, Нормандия
Французский
живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в
искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля,
Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы,
занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в
Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия,
Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около
1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен - в Венеции, а с
весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой
композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения,
предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть
Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе
барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская
пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные
темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям
венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден;
"Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида", Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-27;
"Царство Флоры", около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден;
"Танкред и Эрминия"). Более четко классицистические принципы Пуссена
выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. ("Похищение сабинянок",
2-й вариант, около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около
1637-39; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный
композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного
начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам
человека. В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII
("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около
1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с
С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его
творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей,
иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и
Ревекка", Лувр, Париж; обе - около 1648; "Аркадские пастухи" или
"Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж;
"Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь
к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям
классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для
убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим
спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский
автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают
образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет
природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж
мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж
с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион", около
1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские
сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как
начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ["Св.
Иоанн на Патмосе" (около 1644-45, институт искусств, Чикаго); серия из 4
картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж); в завершающем эту
серию полотне "Зима, или Потоп" размышление о бренности жизни поднято
на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено
и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16
в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность
художественных произведений).
Соч.:
Correspondance, P., 1911; в рус. пер. - Письма, М. - Л., 1939.
Список литературы
Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946
Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben,
Bd 1-2, Munch. - Lpz., 1914
Friedlander W., Blunt A. (ed), The
drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1-4, L., 1939-63
Nicolas Poussin, v. 1-2, P., 1960
Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1-2,
N. Y., 1967]
Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1-2,
[Koln], 1969.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com
|