Надар
Надар
Надар (Nadar)
(1820–1910) – псевдоним Гаспара Феликса Турнашона (Gaspard Felix Tournachon), французского фотографа,
карикатуриста, воздухоплавателя и журналиста.
Надар был
великолепным мастером портрета; ему принадлежат фотографии многих великих людей
эпохи Второй и Третьей республик. Он был убежден, что фотографический портрет –
результат творческого взаимодействия фотографа и модели.
Гаспар Феликс
Турнашон родился 5 апреля 1820 в Париже, юность провел в Лионе, где у его отца
было издательство.
Он начал
изучать медицину, но вскоре бросил занятия и зарабатывал на существование
писанием статей и рисованием карикатур для журналов.
Во время
революции 1848 сражался на стороне республиканцев.
В следующем году
начал издавать журнал «Комическое обозрение» («La revue comique») и заниматься
фотографией.
В 1853 вместе с
братом Адрианом Надар открыл мастерскую на улице Сен-Лазар, а в 1859 переехал
на Бульвар капуцинок. Их мастерская вскоре стала не только самым известным в
Париже фотоателье, но и местом встречи интеллектуалов, художников и деятелей
культуры.
Энгр посылал
своих заказчиков фотографироваться к Надару, чтобы затем писать этюды с этих
фотографий. Среди самых известных работ Надара – портреты Бодлера, Нерваля,
Коро, Домье, Доре, Россини, отца и сына Дюма, Милле, Делакруа, Берлиоза, Жорж
Санд, Мане, Курбе, Сары Бернар, Верди и Виктора Гюго на смертном одре.
Надар первым
стал делать фотографии с воздуха и под землей.
В 1855 он
запатентовал идею фотографирования с воздушного шара для картографии и
наблюдения за территорией. Тремя годами позже добился нового успеха:
сфотографировал бульвары Парижа на влажную коллоидную пластинку.
В 1861 Надар
спустился в парижскую канализационную систему и катакомбы, взяв с собой
электродную дуговую лампу, впервые использовав электрический свет в фотографии.
В 1886 он
оставил фотографию, но в этом же году впервые вместе со своим сыном Полем, к
которому перешла мастерская, стал брать т.н. фотоинтервью. Это были серии
фотографий, под которыми помещались слова, произнесенные во время съемки.
Надар издавал
журнал «Парижский фотограф» («Paris Photographe») и написал 12 книг, в том
числе автобиографию Когда я был фотографом (Quand j'etais photographe, 1899) и биографию
Бодлера.
Умер Надар в
Париже 20 марта 1910.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|