Мишель де Монтень
Мишель де Монтень
Перевезенцев С. В.
Известнейший
французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе
Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение
маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все — и
отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с
детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился
привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал
его в коллеж города Бордо.
В
двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а
вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до
1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью,
проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он, "давно утомленный
рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в
объятия муз, покровительниц мудрости". В результате, в 1580 г. вышли в
свет две первые книги его "Опытов" — произведение, которое принесло
Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.
Однако
желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было
сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля
Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период религиозными
войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню,
занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении
многих спорных вопросов. Сам он всецело находился на стороне короля и не
поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности
Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.
В
1586–1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил
литературные занятия и написал третью книгу "Опытов". Позднее ему
вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность
королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).
Умер
Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной
болезни.
Если
говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить — в своем
духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями. Так, из
первой книги "Опытов" видно, что философские предпочтения отдаются
Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал
эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя
лежит в русле другого учения, известного с древности — скептицизма.
Сомнение
— в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных
принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов — вот что
пронизывает все содержание "Опытов". Недаром главный вопрос, который
ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — "Что я знаю?".
Ответ
на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен — человек знает
слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого.
Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека:
"Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо
— человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное
представление".
О
суетности, непостоянстве и несовершенстве человечской природы говорилось
задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил — в этом
несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования. Монтень как
бы призывает своих читателей — признайте свое несовершенство, согласитесь со
своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей
неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в
самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным
от реальности идеалам. "Жизнь — вот мое занятие и мое искусство", —
утверждает Монтень.
И
тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или
безраздельной вере, а совсем в другом: "Отличительный признак мудрости —
это неизменно радостное восприятие жизни..."
Монтень
утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески
стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость
повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению "великих
дел" и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая —
"Я сегодня ничего не совершил!" "Как! А разве ты не жил? —
спрашивает французский мыслитель и продолжает: — Просто жить — не только самое
главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою
повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил
величайшее дело".
Как
можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень
призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все
равно не дано: "Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее —
царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения
и довески".
И
Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум,
не претендуя ни на что большее: "Надо не сочинять умные книги, а разумно
вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а
наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах".
По
сути дела, в своих "Опытах" Мишель де Монтень как бы завершает
этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание,
личное Я, свободное от поиска ответов на "вечные",
"проклятые" вопросы о смысле жизни — вот на чем держится все человеческое
общество. Гуманистический лозунг "Великое чудо — человек!" находит в
рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо
вся мудрость веков состоит только в одном — признать несовершенство человека,
успокоиться и радоваться жизни. "Мы стремимся быть чем-то иным, не желая
вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к
чему мы по-настоящему способны, — пишет Монтень. — Незачем нам вставать на
ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на
самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду".
Исходя
из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая
волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства — проблема
соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто
разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна
заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов.
При
этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом
суетном и непостоянном мире: "Узы, которые должны связывать наш разум и
нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие
узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном
и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его
Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный
свет".
И
так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и
все другие человеческие способности. Наука же, как продукт несовершенного
разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но
никогда не сможет заменить ее: "Нашу веру следует подкреплять всеми силами
нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши
усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и
Божественному познанию". Более того, наука без веры приводит человеческое
сознание к атеизму — "учению чудовищному и противоестественному", по
определению Монтеня.
Учение
Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в
XVI–XVII вв., а его "Опыты" — одной из самых читаемых книг. Связано
это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой
социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная
Европа в XVI–XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни
постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов
индивидуализма.
Монтень
оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях
"личного Я" в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие
мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости
"Опытов" французского философа. Подводя своеобразный итог развитию
гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня
"Опыты" стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает
для себя прелести повседневности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|