Мессерер Борис Асафович
Мессерер
Борис Асафович
Народный художник России, лауреат Государственной премии,
действительный член Российской академии художеств
Родился в
Москве 15 марта 1933 года.
Борис Мессерер
из того талантливого и дерзновенного поколения "шестидесятников",
которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, с тем чтобы
избавить их от оков официальных канонов. Художник генетически связан с театром.
Он из знаменитой династии, подарившей русскому балету талантливейших артистов,
среди которых сияют имена его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа
Мессерера, и кузины - блистательной Майи Плисецкой, а драматическому театру
династия преподнесла чудесного актера МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса -
известная актриса немого кино, а позднее художница по костюмам - Анель
Судакевич. Супруга Бориса Асафовича - известная поэтесса Белла Ахатовна
Ахмадулина, лауреат Государственной премии и премии Президента РФ.
В характере
Мессерера рано проявилась независимость. Вопреки семейным традициям в 1956 году
он окончил Архитектурный институт, где графику преподавал суровый Дейнека, и
одновременно посещал мастерскую тончайшего Фонвизина, но формировался
по-своему, вне подчинения учителям. Мессерер пришел в театр, чтобы вольно
строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих
продолжателей классического театрально-декорационного искусства. Первой вехой в
его театральной судьбе стал новорожденный театр "Современник". Здесь
со своими друзьями-единомышленниками в атмосфере молодого задора и бурлящей
энергии он придумывал для постановок необычные объемно-пространственные
декорации.
В 1960 году
Мессерер оформил первый спектакль в театре "Современник" - В. Блажек
"Третье желание" (режиссеры О. Ефремов и Е. Евстигнеев). Уже тогда в
нем органично слились столь драгоценные для сценографа качества, как умение
образно и функционально оформлять спектакли. В декорациях Мессерера живет
феномен сценичности: они конструктивны, пластичны, декоративны, в них заложен
неожиданный взрывной заряд динамики. А главное - художник наделен редким даром,
магией преображения обыкновенных бытовых вещей в театральные образы. Например,
в остросатирической комедии А. Володина "Назначение" декорацию
заменила простая дверь казенного учреждения, сквозь которую проходили на работу
служащие. Затем в нужный момент действия внезапно ее рама с закрытыми створками
падала вперед и превращалась в покрытый зеленым сукном скучнейший стол
заседаний.
Мессерер в
театре - всегда фантазер-изобретатель. Его декорации могут придвинуться к
зрителям, чтобы возникнуть перед ними крупным планом, и могут удаляться в самую
глубь сцены.
В 1963 году
Б.Мессерер дебютировал как театральный художник на сцене Большого театра в
балете "Подпоручик Киже" на музыку С. Прокофьева и именно в этой
работе сразу заявил об особом подходе к оформлению спектакля, отличавшемся от
общепринятого в декорационном искусстве и даже, казалось бы, истинной сути и
природе данного искусства. Заключается этот подход в том, что если обычно
любого вида декорация так или иначе изображает место действия, то Мессерер
сочиняет графические композиции, которые несут в себе образ спектакля и тем
самым обретают значение самостоятельных визуальных "персонажей".
Иначе говоря, предлагая графические композиции в виде главного элемента
оформления, Мессерер обогащал сцену возможностями станкового изобразительного
творчества.
Графический тип
театрального мышления проявился и в решении Мессерером балета
"Кармен-сюита" Ж.Бизе - Р.Щедрина, поставленном в 1967 году. Здесь
основу оформления составлял образ цирковой арены, над которой нависла
гигантская черная маска быка и которая была очерчена полукругом дощатой стены.
Над стеной острыми графическими силуэтами возвышались черные высокие спинки
расставленных на ее кромке испанских стульев - сидевшие на них персонажи играли
роли не только зрителей корриды, но одновременно и судей, вершивших суд над
героиней. Аналогичный двойной смысл имели и все остальные элементы оформления:
"арена корриды является ареной жизни", "маска быка над ареной
должна восприниматься временами просто как реклама корриды, но когда загораются
глаза быка и на него падает багровый свет, надо, чтобы эта маска читалась как
синоним Рока" (Е. Луцкая).
Свою третью
работу в балетной постановке Большого театра Мессерер показал в 1999 году в
спектакле "Конек-Горбунок" на музыку Р. Щедрина. В нем художник дал
великолепный образец современного декорационного оформления спектакля - в виде
развернутого во всем объеме сценического пространства "лоскутного
одеяла", собранного из сотен фрагментов разнообразного рисунка, формы и
цвета, в том числе и из перьев Жар-птицы.
Помимо балетных
спектаклей в Большом театре Б. Мессерер оформил оперу "Пиковая дама"
П.И. Чайковского в Лейпциге (режиссер Б. Покровский, 1964), балеты
"Клоп" Д. Шостаковича в ансамбле "Хореографические
миниатюры" (балетмейстер Л. Якобсон, 1974) и "Левша" Б.
Александрова в Мариинском театре оперы и балета Санкт-Петербурга (балетмейстер
К. Сергеев, 1976).
За более чем
30-летнюю жизнь в театре художник успел много и результативно поработать с
крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, среди
которых О. Ефремов, Б. Покровский, А. Эфрос, А. Гончаров, В. Плучек, К.
Сергеев, Р. Суслович, В. Чабукиани, Г. Волчек, Л. Якобсон, Б. Львов-Анохин, М.
Захаров, А. Алонсо и многими другими. С 1990 года он - главный художник МХАТа
имени А.П. Чехова.
Б.А. Мессерер
оформил спектакли "Горе от ума" А. Грибоедова (режиссер О. Ефремов,
1992), "Борис Годунов" А.С. Пушкина (режиссер О. Ефремов, 1994),
"Преступление и наказание" Ф. Достоевского (режиссер В. Сергачев,
1996), "Привидения" Г. Ибсена (режиссер Н. Скорик, 1997). В 2001 году
он оформлял спектакль памяти Андрея Миронова "Андрюша" в театре
Сатиры.
В 2001 году Б.
Мессерер создал уникальную выставку "Художники Большого театра",
посвященную декорационному искусству Большого театра, взятому в целом, как
уникальный пласт художественной жизни минувших двух с четвертью веков и
представленному в самых разных его аспектах и гранях. Созданная им из предметов
декорационного, костюмного и предметного оформления спектакля инсталляция, как
архитектурно-пространственно-дизайнерский образ самой выставки, до сих пор не
имела подобного экспозиционного произведения в культурной жизни России.
Одновременно
Б.Мессерер - своеобразный живописец и отличный декоратор. Его полотна и графика
сродни театру. В 1956-1957 годах в составе авторской группы (А. Гончаров, А.
Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) он принимал участие в работе над панно
"Москва" для главного павильона на "EXPO-58" в Брюсселе. С
1957 года он является постоянным участником всесоюзных, зональных,
республиканских, московских и зарубежных выставок, в том числе всесоюзных
выставок произведений художников театра, кино и телевидения (1967, 1979, 1986,
1987, 1990). Его персональные выставки проходили в Москве (Выставочный зал
Союза художников на улице Вавилова, 1983; Дом Художника на Крымском валу,
1990), Тбилиси (Дом художника на проспекте Руставели, 1986), в Санкт-Петербурге
(Дворец искусств на Невском проспекте, 1989), в Академии художеств в Москве
(1994), в посольстве Индии в Москве (1995). В 1994 году прошла совместная
выставка художников Д. Бисти, Б. Мессерера, Ф. Збарского, И. Обросова, Н.
Попова, Ю.Красного в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Творческая
мастерская Бориса Мессерера с давних времен переросла значение обыденного
рабочего места художника. "Поварская, 20" - это не просто московский
адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного
искусства и музыки. Здесь собирались и собираются представители подлинной
творческой элиты, признанные на государственном уровне или популярные только в
народной молве, но они связаны между собою бескомпромиссным чувством внутренней
духовной свободы. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха
"Метрополь", в выпуске которого принимали участие писатели В.
Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, Е. Попов, В.
Ерофеев и др.
Мастерская
Мессерера сама по себе является подлинной инсталляцией, и ее атмосфера определяет
движение творческой мысли художника. В свою очередь сам художник представляет
на своих выставках специальную инсталляцию, посвященную мастерской, с тем чтобы
донести ее атмосферу до посетителей.
В доме на
Поварской уже более 30 лет несколько художнических ателье не только существуют,
но и образовали со временем в сложном, иногда противоречивом сочленении
неформальное течение, которое условно можно назвать Школой "Поварская,
20", где, по словам самого Бориса Асафовича, основной составляющей является
"скорее пластическая, нежели концептуально-сюрреалистическая линия".
Подобные объединения "по интересам" возникают как насущная
необходимость в узловые моменты развития культуры. Стоит вспомнить их историю
от Салона мадам де Сталь до редакции журнала ("Вечера Парижа") Гийома
Аполлинера; более родственным аналогам представляется знаменитая петербургская
"Башня" Вячеслава Иванова.
Отдельная глава
в жизни художника - оформление книг в издательствах Москвы. Этому жанру отдано
более 30 лет. В 1970 году совместно с художником Ф. Збарским он работал над
пейзажами Ленинграда. Б.А. Мессерер оформил несколько выставок, в том числе
"Русский придворный костюм", "100-летие ГМИИ имени
Пушкина", "Ученая прихоть" - "Коллекция князя Юсупова"
и "Москва - Берлин" в Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина, а также выставку "Сто и двенадцать стульев" в
Государственном историческом музее.
Б.А. Мессерер -
Народный художник Российской Федерации (1993), действительный член Российской
академии художеств (1998), лауреат Государственной премии России (1996). За
создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича "Клоп", Л.
Делиба "Сильвия", драме М. Цветаевой "Три возраста
Казановы", комедии П. Кальдерона "С любовью не шутят" в 1987
году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году
ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он - президент Ассоциации
художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, член Союза
кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных деятелей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|