Маковский С.К.
Маковский С.К.
Сергей Константинович Маковский
27.09.1877 (Петербург) - 13.05.1962 (Париж)
Сергей Маковский - сын известного художника К. Маковского, поэт,
художественный критик, устроитель многих художественных выставок.
С 1898 года публиковал искусствоведческие работы, трехтомное собрание
которых вышло в 1906-1913 гг. под заглавием "Страницы художественной
критики". Пользовался широкой известностью как меценат и организатор
выставок русского искусства за границей. Редактировал журналы "Старые
годы" и "Русская икона".
В 1906-1908 гг. читал лекции по истории искусства в Рисовальной школе
Общества Поощрения художеств. В 1907 г. вместе с А. Бенуа участвовал в создании
журнала "Старые годы". В 1909 г. основал журнал "Аполлон",
преемник "Мира искусства", задача которого заключалась в том, чтобы
сплотить все художественные силы "вокруг алтарей стиля и гармонии". В
том же году был организован знаменитый "Салон Маковского", по образцу
парижского Салона, - в комнатах дворца Меншикова на Васильевском острове в
Петербурге, где свои произведения - живопись, графику, скульптуру,
архитектурные проекты выставляли главным образом "мирискусники".
Идею Маковского позаимствовал В. Издебский, также организовавший свой
Салон.
Маковский по своим взглядам был ближе "мирискусникам" и
символистам, хотя и стремился объединить все художественные группировки в
"единое русское искусство". Это, понятно, удавалось не всегда.
Маковский был рафинированным эстетом, за что его противник, футурист Н. Кульбин
называл его иронично "моль в перчатках". В 1910 г. Маковский был
организатором выставки "Мир искусства" в Париже. Его книги:
"Русская графика" (1916), "Силуэты русских художников"
(1921), последняя написана уже в эмиграции.
Эмигрировал в 1920 году в Прагу, затем - в Париж. Был одним из
редакторов газеты "Объединения русских писателей в Париже". В
эмиграции печатал стихи в периодике, издал 8 поэтических сборников, книгу
статей "Портреты современников" и мемуары "На Парнасе Серебряного
века".
В мемуарах С. Маковского воссоздается яркая картина литературной и
художественной жизни предреволюционного Петербурга - Петрограда. Его мемуары и
статьи широко используются специалистами для изучения культуры серебряного
века.
Его критико-аналитические статьи, посвященные поэтам и художникам,
отличаются афористичной образностью характеристик. Показательна, например, его
характеристика М.В. Добужинского "Калиостро, превращающий в графический
узор странную душу Петербурга". В двух книгах "Портреты современников"
(Нью-Йорк, 1955), собраны его воспоминания и статьи о Вяч. Иванове, З.Н.
Гиппиус, И. Анненском, М. Волошине и др., а также воссоздается история
литературной мистификации Черубины де Габриак, заинтриговавшей редакцию
"Аполлона" и весь литературный Петербург.
Из стихотворения "Requiem"
те годы мир, весь мир казался нам,
любуясь им, росли мы все когда-то.
Любили мы и Русь, и Запад свято,
дворцы царей, Неву и Эрмитаж,
Петрова города блистательный мираж
уже в крови его заката.
В те годы Анненский - мудрец был жив,
учитель - друг, угасший слишком рано;
и Гумилев, и Блок ( в те дни - не скиф:
он бурю звал, разбит, как утлый челн о риф
разбившегося океана)...
1959, Монфор - Ламори.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|