Мацуо Басё
Мацуо Басё
Басё
Мацуо (настоящее имя Дзинситиро, 1644—1694) — поэт, выходец из среды небогатых
самураев. С его именем связано появление японского трехстишия — хайку. Изучал
японскую и китайскую поэзию, философию. Особое предпочтение отдавал китайскому
поэту Ду Фу и японскому поэту-отшельнику Сайге, с которыми он ощущал духовное
родство. Много путешествовал. Его литературное наследие представлено
преимущественно пейзажной лирикой и лирическими дневниками (лучший из них — «По
дорогам Севера», 1689). Создал литературную школу, совершившую переворот в
японской поэзии: «стиль Басе» царил почти 200 лет. Среди его учеников такие
талантливые поэты, как Кикаку Рансэцу, Дзёсо, Кёрай и др. В основу созданной им
поэтики положил принцип саби, основанный на сосредоточенной созерцательности,
отрешения от повседневной суеты. Его философская лирика была явлением новым,
небывалым и по серьёзности тона, и по глубине идей. Поэтические принципы Басе
нашли свое наиболее полное воплощение в пяти стихотворных сборниках, созданных
им и его учениками в 1684—1691 гг.: «Зимние дни», «Весенние дни», «Заглохшее
поле», «Тыква-горлянка», «Соломенный плащ обезьяны» (книга первая). В последние
годы жизни провозгласил новый ведущий принцип — каруми (легкость, изящество).
Несмотря
на широкую известность, множество учеников и последователей, Басе крайне
бедствовал. Лишь один из учеников, Сампу, сын состоятельного рыбника, смог
помочь поэту: уговорил своего отца подарить маленькую хижину возле небольшого
пруда. Басе посадил возле нее саженцы банановой пальмы, от которой пошло и
название жилища поэта — «Банановая хижина», а впоследствии и его литературный
псевдоним — «Живущий в Банановой хижине» или просто «Банановое дерево» . Как
отмечал Д. Шивели, «...он ощущал особое духовное родство с банановым деревом,
которое, подобное ему самому, было одиноко и беззащитно, сгибалось под бурями
этого мира. Оно символизировало хрупкость и преходящесть его собственной жизни
как он любил ее описывать».
Последние
десять лет своей жизни, после пожара, уничтожившего Банановую хижину, Басе
провел в странствиях. Умер в Осака, окруженный учениками.
Разработанный
Басе поэтический жанр хайку еще при жизни поэта обрел необычайную популярность:
в Японии хайку слагали даже крестьяне, организовывались клубы любителей хайку,
устраивались состязания хаикаистов. В XX в. увлечение хайку перешагнуло границы
Японии. Сегодня в ежегодных конкурсах на лучшее трехстишие принимают участие
любители из разных стран мира.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru/
|