Льюис Кэрролл
Льюис
Кэрролл
Carroll, Lewis
(1832–1898; наст. имя – Чарлз Латуидж Доджсон, Charles Lutwidge Dodgson),
английский детский писатель, математик, логик.
Родился 27
января 1832 в Дарсбери близ Уоррингтона (графство Чешир). Чарлз Латуидж был
третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь
девочек.
Образованием
юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, затем мальчика определили в
грамматическую школу Ричмонда. Полтора года спустя он поступил в Рагби-Скул.
Здесь он проучился четыре года, проявив выдающиеся способности к математике и
богословию. В мае 1850 был зачислен в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского
университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд.
Победив в
конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и удостоившись отличия первого класса по
математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852,
юноша был допущен к научной работе. В 1855 он был назначен лектором по
математике и оставался на этой должности до своей отставки в 1881. Доджсон жил
при колледже до своей кончины в 1898.
Значительное
число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует о том, что Доджсон
был добросовестным членом ученого общества. Среди них – Алгебраический разбор
пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated Algebraically, 1858 и
1868), Конспекты по алгебраической планиметрии (A Syllabus of Plane Algebraical
Geometry, 1860), Элементарное руководство по теории детерминантов (An
Elementary Treatise on Determinants, 1867) и Евклид и его современные соперники
(Euclid and His Modern Rivals, 1879), Математические курьезы (Curiosa
Mathematica, 1888 и 1893), Символическая логика (Symbolic Logic, 1896).
Дети
интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры, сочинял
рассказы и стишки и рисовал картинки для младших братьев и сестер. Необычайно
сильная привязанность Доджсона к детям (причем девочки почти вытеснили
мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его современников, новейшие же
критики и биографы не перестают умножать число психологических расследований
личности писателя.
Из детских
друзей Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, –
дети Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и Вайолет.
Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми Доджсон
развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед
фотокамерой. Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит
Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 близ Годстоу, в верховьях Темзы. Элис
упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на
протяжении нескольких последующих месяцев. Затем, по совету Генри Кингзли и
Дж.Макдоналда, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив
еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла, и в июле 1865
выпустил в свет Приключения Алисы в Стране чудес (Alice's Adventures in
Wonderland). Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй,
поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, близ Челтнема, в апреле 1863, вышло
на Рождество 1871 (указан 1872) под названием Сквозь зеркало и Что там увидела
Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There). Обе книги
проиллюстрировал Д.Тенньел (1820–1914), следовавший точным указаниям Доджсона.
И Страна Чудес,
и Сквозь зеркало рассказывают о событиях, которые происходят как бы во сне.
Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить рассказы, в
которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде «улыбки Чеширского
Кота» или «безумного шляпника», либо забавно разворачивались ситуации таких
игр, как крокет или карты. Сквозь зеркало в сравнении со Страной Чудес
отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный
мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это
Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву. В этой книге
тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай
(Humpty Dumpty), с комично-профессорским видом трактующий «придуманные» слова в
«Бармаглоте» («Jabberwocky»).
У Доджсона
хорошо получались юмористические стихи, а некоторые стихи из книг об Алисе он
напечатал в «Комик-таймс» (приложении к газете «Таймс») в 1855 и в журнале «Трейн»
в 1856. Он опубликовал еще много стихотворных подборок в этих и других
периодических изданиях, таких, как «Колледж Раймз» и «Панч», анонимно либо под
псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала было латинизировано английское имя Чарлз
Латвидж – получилось Каролус Людовикус, а затем оба имени поменялись местами и
были вновь англизированы). Этим псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе и
сборники стихов Фантасмагория (Phantasmagoria, 1869), Стихи? Смысл?
(Rhyme? And Reason?, 1883) и Три заката (Three Sunsets, 1898). Известность получил также стихотворный эпос в жанре
нонсенса Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876). Роман Сильвия и
Бруно (Sylvie and Bruno, 1889) и его второй том Заключение Сильвии и Бруно
(Sylvie and Bruno Concluded, 1893) отличаются сложностью композиции и смешением
элементов реалистического повествования и волшебной сказки.
Умер Кэрролл в
Гилфорде 14 января 1898.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|