Лев Мечников
Лев Мечников
Лев
Ильич Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в Санкт-Петербурге. С августа 1850
года стал воспитанником Училища правоведения, где обучался до 1852 года.
Продолжить обучение помешала болезнь - коксит. Вернулся домой - в Харьковскую
губернию, село Панасовка.
Был
способным мальчиком, но учиться не хотел.. В 1853 г пытался убежать "на
войну" - в Молдавию и Валахию, куда вступили русские войска, но неудачно:
поймали на полтавской дороге. В Харькове же, в университетском саду, он
стрелялся из-за дочери одного из преподавателей гимназии и был легко ранен в
руку. Из гимназии настоятельно просили забрать сына и готовить его к
поступлению в университет дома.
В
1855 году Мечников поступил на медицинский факультет Харьковского университета.
Проучился, однако, всего один семестр.
Осенью
1856 года родители отправили его в Петербург, где он поступил на
арабско-турецко-персидско-татарское отделение факультета восточных языков
Петербургского университета. И, кроме того, посещал ещё классы Академии
художеств, полагая своё призвание в живописи. Но он был студентом материально
зависимым от присылки денег из Панасовки. Отец же о живописи и слышать не
хотел, полагая и второму сыну путь, подобный тому, на который ступил и старший
сын, Иван, который к тому времени был уже чиновником Морского министерства. В
итоге Мечников проучился в университете всего 3 семестра. Через петербургских
родственников ему удалось устроиться переводчиком в дипломатическую миссию
генерала Б.П.Мансурова на Ближний Восток. Целью миссии было устройство подворий
для русских богомольцев на святой горе Афон и граде Иерусалиме. Однако Мечников
не дослужил до конца экспедиции и был отстранён от службы за карикатуры на
начальство, а также за дуэль с господином, который предоставил эти карикатуры
лично Мансурову.
Вернувшись
в Россию, Мечников успешно сдаёт экзамены на физико-математическом факультете
Петербургского университета. Однако вскоре уезжает жить в Венецию.
В
Венеции Мечников втянулся в политику и сражался в рядах "тысячи
Гарибальди". Был ранен.
У
него появляется новый круг знакомых: А.А. Герцены, М.А. и А.А. Бакунины, П.П.
Забелло, Г.Г. Мясоедов, В.О. Ковалевский.
Во
Флоренции Мечников устроил свою личную жизнь, заключив гражданский брак с
Ольгой Ростиславовной Скарятиной.
В
1864 году Мечников переезжает с женой и падчерицей в Женеву - туда перемещался
европейский центр русской эмиграции. Встречается с А.И. Герценом.
В
1860-х гг. совместно с Шевелёвым и Огарёвым пишет "Землеописание для
народа" - первый опыт Мечникова в написании географических произведений.
В
апреле 1866 года Мечников опубликовал в "Колоколе" статью
"Прудонова новая теория собственности". В ней он отметил как
двойственность прудоновских положений (собственность по Прудону - не только
кража, но и свобода), так и то, что собственность - лишь одна из форм владения.
Взгляды
Мечникова ещё формировались, но его симпатии уже определились, и область его
интересов кратко можно сформулировать так: народы живут на Земле, отчего
происходит история.
В
1870 году Мечников начал активно писать для журнала "Дело". Сначала
литературоведческие статьи о В. Гюго, А. Дюма, затем более серьёзные.
В
1871 г. он сочувственно отнёсся к Парижской коммуне и помогал беженцам.
В
1872 г. участвовал в Гаагском конгрессе Интернационала и примкнул к Бакунину,
твёрдо считая себя анархистом.
В
1874 году он переезжает в Токио. Преподаёт на русском отделении Токийской школы
иностранных языков. Мечников прожил в Японии более полутора лет и уехал из-за
сырого климата.
1877
г. - в журнале "Дело" выходит его статья "Изнанка
цивилизации". Когда европейские завоеватели, купцы и миссионеры проникают
в какую-нибудь отдалённую страну, населённую более или менее первобытными
племенами, население начинает быстро разлагаться физически и нравственно,
вырождаться и, наконец, вымирать целыми семействами, родами и общинами.
В
1881 году выходит его книга "Японская империя" - произведение
географической литературы, включающее описание природы и её использование в
хозяйственной деятельности населения; географическое обозрение отдельных частей
страны; характеристику народа, его быта, культуры. Книга включала много карт и
рисунков, выполненных в японском стиле. Три части книги были озаглавлены:
"Страна", "Народ", "История". Таким образом, была
обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.
1883
год - совет Невшантельского кантона предложил Л.И. Мечникову место профессора
географии и статистики в Лозаннском университете.
В
1884 году выходит его статья "Школа борьбы в социологии", в которой
идёт речь о социал-дарвинизме, т.е. признании за законом борьбы за
существование права осуществляться не только в биологической среде, но и в
социальной.
С
1886 года - почётный член Невшантельского Географического Общества (вместе с Э.
Реклю).
Основная
книга Мечникова ("Цивилизация и великие исторические реки") вышла в
свет уже после его смерти в 1889 году в Париже благодаря усилиям Э. Реклю. В
этой книге Мечников решал три проблемы: 1. Как появилось человеческое общество
и цивилизация вообще. 2. Каковы пути развития земных цивилизаций. 3. Какими
были цивилизации эпохи подневольных союзов.
Данную
работу его вынудила написать новая эра в географии (конец XIX - начало ХХ
века), когда в общих чертах было завершено описание земного шара, и появилась
необходимость в создании теоретической части географии. В первой половине XIX
века её разработкой занялся Гумбольдт, однако, последующее поколение его не
поддержало. География стала распадаться на быстро развивающиеся частные
дисциплины. В итоге Мечников историко-социологическую концепцию о влиянии
географической среды на социальную жизнь. В ней он раскрыл активную роль
человека в преобразовании природы, т.е. человек для него не столько обитатель
планеты, сколько её преобразователь.
Цивилизация
по Мечникову зарождается в специфических географических условиях. Синтезом всех
физико-географических условий Мечников считал реки, следовательно,
возникновение древних цивилизаций на берегах больших исторических рек не могло
быть случайным. Исторические реки - Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и
Хуанхэ - отличаются от других тем, что "обращают орошаемые ими области то
в плодородные житницы, питающие миллионы людей за труд нескольких дней, то в
заразные болота, усеянные трупами бесчисленных жертв". "Под страхом
неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на
общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы
населения ненавидели друг друга". В связи с этим он выделял 3 стадии развитии
цивилизации:
1.
Речной этап - низший период.
2.
Морской этап (Средиземноморье).
3.
Океанический - с развитием товарно-денежных отношений.
В
основе у Мечникова лежала определённая стадия выработки солидарности
географических сообществ под влиянием географической среды.
Ценность
и полезность рек зависели не только от их природных данных, но и от самого
человека, от того, как он, объединившись, умел их использовать для сохранения
собственной жизни.
Зародившись
на берегах великих рек и окрепнув, цивилизация, в конце концов, переставала
быть узконациональной, она развивалась, усложнялась и распространялась. Этому
историческому процессу способствовали набеги воинствующих племён,
продолжительные войны; свою роль играли караваны купцов, устанавливавшие не
только первые торговые, но и культурные отношения.
Итак,
Мечников:
1.
Разработал историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на
социальную жизнь;
2.
Пытался создать теорию общественного прогресса, опираясь на естественнонаучные
знания, на понимание прогресса в биологии;
3.
В своей историко-социологической концепции раскрыл активную роль человека в
преобразовании природы;
4.
Развивал, как и Реклю, понятие культурной географической среды (и вообще
географической среды);
5.
Основным двигателем истории считал географический фактор, но, в отличие от
детерминистов, этот фактор действует у него в результате труда.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rocich.ru/
|