Кулиджанов Лев Александрович
Кулиджанов
Лев Александрович
Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР
Родился 19
марта 1924 года в городе Тбилиси. Отец - Кулиджанов Александр Николаевич. Мать
- Кулиджанова Екатерина Дмитриевна. Супруга - Фокина Наталья Анатольевна,
кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр
Львович (1950г.рожд.), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (1957г.рожд.),
кандидат исторических наук.
Юность Льва
Кулиджанова прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой
Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных
самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах - драматург, актер,
режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор -
Москва, ВГИК, мастерская С.А.Герасимова.
"Фирменный
знак" герасимовской мастерской во многом накладывал свой отпечаток на
творческую судьбу тогдашних молодых режиссеров. "Работа с Сергеем
Герасимовым, вспоминал он впоследствии, дала нам, его ученикам, очень многое.
Дело не только в чисто практических навыках, которые, как правило, учитель
прививает своим ученикам... Герасимов стремился разбудить в нас чувство
ответственности за свои дела и поступки... Он учил нас, что основной язык
кинематографа - это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой
принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное - быть простым. Такое
дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый".
В творчестве
Кулиджанова нашло свое отражение преклонение перед русской литературой.
Влюбленность в классику, в Чехова, определила выбор курсовой работы -
короткометражный фильм "Дама", снятый вместе с Г.Оганесяном. В этой
ленте молодого режиссера уже тогда обозначились его будущие художественные
пристрастия - внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Этому
предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль "Хаджи
Мурат" по повести Л.Толстого. Чехов и Толстой - иронические зарисовки
российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед
русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси, краю, где прошли
юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые
сопутствуют на протяжении всей жизни.
После окончания
ВГИКа в 1955 году Л.А.Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им.
Горького. Первые две картины "Это начиналось так..." и "Дом, в
котором я живу" Кулиджанов поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Такое
творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда
начинающие режиссеры нередко тандемами "врывались" в большой
кинематограф - Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и
Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определенном
этапе творческого пути режиссеров такое соавторство было плодотворно и
необходимо. Работа над фильмами "Это начиналось так..." и "Дом,
в котором я живу" стала для молодых режиссеров хорошей школой
гражданственности и кинематографического мастерства. Заинтересовавшись сначала
достоверностью факта, сиюминутностью происходящего, типическими чертами
характера молодого современника, режиссеры в своей следующей картине пришли к
правде эпохи, познаваемой через правду конкретных характеров и бытовой
вещественности, обнаружили стремление не только показать жизнь в ее развитии,
но и попытку диалектически проанализировать ее сложности.
Это стремление
станет еще более очевидным в следующих фильмах Кулижданова, продолжавших
творческие принципы, которые молодые режиссеры утверждали в своих первых
работах.
Еще через два
года, в 1959г., на экраны выходит картина "Отчий дом", подписанная
только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу - доброжелательную и
серьезную, его достоинствам было воздано должное. Создатели "Отчего
дома" сумели в простом раскрыть значительное и продолжили этой работой
лучшие реалистические традиции русского советского кинематографа, которые
утверждали человека из народа натурой яркой, талантливой, благородной и
внутренне интеллигентной.
"Отчий
дом", "Потерянная фотография", "Когда деревья были
большими" - именно в такой последовательности появлялись на экране фильмы
Кулиджанова в период 1959-1962гг. И если "Потерянная фотография"
оказалась для режиссера "проходной" лентой и со временем потерялась в
истории кино, то фильм "Когда деревья были большими" остался и в
истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из
всех своих картин больше всего любит именно этот фильм, работа над которым шла
споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. "Деревья" - фильм о
цене человеческого доверия, о доброте, ставшей искусным воспитателем, о высоких
нравственных принципах и хороших людях, которые помогают главному герою Кузьме
Кузьмичу Иорданову, блестяще сыгранному Юрием Никулиным - человеку
"выломавшемуся" из жизни - воскресить все лучшее, что еще теплилось в
его душе. Кулиджанов, утверждавший себя в кино как мастер тонкого
психологического рисунка, остался верен своей манере и в этой картине, характеры
которой очерчены тонко, на подтексте, полутонах, неуловимых психологических
нюансах. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от
опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.
В своем
следующем фильме "Синяя тетрадь", ставшем важным этапом в творческой
биографии Кулиджанова, он одним из первых открыл путь к интеллектуальному
решению ленинской темы. Вслед за "Синей тетрадью" появился
"Ленин в Польше" С.Юткевича с талантливым М.Штраухом в главной роли.
За "Синей
тетрадью" последовала экранизация романа Ф.Достоевского "Преступление
и наказание", в которой Кулиджанов обнажил его конфликтную коллизию и
несколько приглушил чувственные эмоциональные краски, сопутствующие всем
перипетиям сюжета.
Фильм
"Звездная минута" о космическом подвиге Юрия Гагарина может быть
воспринят как послесловие к нравственным исканиям героя "Преступления и
наказания". Но это лирическое отступление в документалистику явилось
своеобразным прологом в новую работу, одну из самых значительных в творчестве
режиссера - телевизионную многосерийную картину "Карл Маркс. Молодые
годы". Она стала не просто попыткой биографического исследования
исторического лица, но попыткой воссоздания духовной биографии человека,
занявшего особое положение в новейшей истории мира.
Всего за годы
работы режиссером Л.А.Кулиджанов снял фильмы: "Это начиналось так..."
(1956), "Дом, в котором я живу" (1957), "Отчий дом" (1959),
"Потерянная фотография" (1960), "Когда деревья были
большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и
наказание" (1971), "Звездная минута" (1975), "Карл Маркс.
Молодые годы" (1980), "Умирать не страшно" (1991),
"Незабудки" (1994).
Творческая
деятельность Л.А.Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочетается с
большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он
возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В
1964г. стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965г. на
1-м Съезде кинематографистов был избран первым секретарем правления Союза и
проработал на этом посту до 1986 года. В 1986г. после 5-го Съезда Союза
кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным
руководителем киноэпопеи "ХХ век".
Л.А.Кулиджанов
- Народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984г.),
профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Избирался членом
Центральной ревизионной комиссии (1966-1967), кандидатом в члены ЦК КПСС,
депутатом Верховного Совета СССР. Был президентом Общества культурных связей
СССР - Мексика.
Награжден двумя
орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также орденами Венгрии и
Болгарии. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена "За заслуги
перед Отечеством" III степени.
Любит поэзию и
серьезную классическую музыку. Любимые поэты - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,
О.Мандельштам, Б.Пастернак, Заболоцкий, Н.Гумилев . Любимые актеры по жизни и с
которыми довелось работать - М.Ульянов, Е.Матвеев, И.Смоктуновский, Е.Копелян,
Н.Мордюкова, Г.Тараторкин, Ю.Никулин, В.Зубков, Л.Овчинникова, В.Кузнецова,
Л.Марченко, И.Гулая, Ю.Беляев, М.Булгакова, Т.Бедова, В.Теличкина, В.Телегина и
др.
Живет и
работает в Москве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|