Крестовский Всеволод Владимирович
Крестовский Всеволод Владимирович (1840 - 1895)
Александр Репников, Москва
К
165-летию со дня рождения писателя, офицера, военного корреспондента, автора
романов "Петербургские трущобы" и "Вне закона"
Долгое
время отечественные телезрители следили за приключениями героев телесериала
«Петербургские тайны», поставленного по роману Всеволода Владимировича
Крестовского «Петербургские трущобы», который неоднократно переиздавался в
последние годы. Благодаря телевизионной постановке Крестовский известен сейчас
как «автор одного романа». Такая же участь постигла его и при жизни, а между
тем Всеволод Владимирович написал ряд произведений, сохранивших свою
актуальность и до сегодняшнего дня.
Всеволод
Крестовский родился 165 лет назад — 11 февраля 1840 года. Он происходил из
старинного, но разорившегося дворянского рода. Еще в гимназии он начал писать
стихи и рассказы. Один из них «Вдовушка» попал в руки инспектору гимназии, был
найден скабрезным и предан сожжению. Самому Крестовскому было приказано больше
не заниматься пустяками, но к счастью, он продолжал писать. После окончания
гимназии его произведения печатаются в «Отечественных записках», «Русском
слове» и других журналах. Литературный успех пришел к Крестовскому после того,
как был опубликован его роман «Петербургские трущобы», увидевший свет в журнале
«Отечественные записки» в середине 60-х гг.
Роман
был написан на богатом фактическом материале. Что бы изучить жизнь обитателей
трущоб, Крестовский совершал путешествия в городские вертепы, и злачные места,
что было далеко не безопасно. Один раз он, даже провел ночь в полиции, после
посещения трактира, где в момент его присутствия произошла драка между ворами.
Читающая публика восприняла роман как увлекательное авантюрное произведение. Но
сам автор надеялся, что его произведение, прежде всего, «заставит читателя
призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка». В обращении к читателю
романа он задавался вопросом: «Отчего эти голод и холод, эта нищета,
разъедающая в самом центре промышленного богатого и элегантного города, рядом с
палатами и самодовольно — сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого
позора: порока, разврата и преступления?» 1
. Этот же вопрос вполне можно
задать и сегодня.
Важное
место в творчестве Крестовского занимала национальная проблематика. Так, в
незавершенной трилогии «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала»
затрагивался «еврейский вопрос». Характерно, что, по словам самого автора, у
него ушло «до десяти лет на изучение библии, талмуда и проч., не говоря уже о
личном, практическом знакомстве с еврейским бытом и миром» 2
. Крестовский «считал
необходимым подковаться... на четыре ноги», прежде чем приступать к такой
острой теме. Публикация трилогии в «Русском вестнике» натолкнулась на
сопротивление редактора журнала М.Н. Каткова, и только после его ухода стало
возможно напечатать произведение полностью. Переизданная в 1993 г. книга и
поныне пользуется вниманием читателей. Найти ее в продаже практически
невозможно.
Роман
Крестовского «Кровавый пуф», состоящий из двух произведений: «Панургово стадо»
и «Две силы» был переиздан 1995 году. Он имеет подзаголовок «Хроника нового
смутного времени Государства Российского» и затрагивает «польский вопрос». В
1863 г., в период польского восстания, Крестовский прибыл в Польшу в качестве
члена комиссии для исследования подземелий Варшавы, в которых повстанцы
укрывались от правительственных войск. Именно находясь в Варшаве, и общаясь с
поляками, он задумал написать этот роман.
Повесть
Крестовского «Деды», рассказывающая о царствовании Павла I явилась результатом
изучения исторических источников, обнаруженных в архивах. При этом Крестовский
стремился избавить образ Павла I от огульного очернения.
Увлекательный
роман Крестовского «Вне закона», не уступающий по сюжету «Петербургским
трущобам», был переиздан в 1995 году в серии «Старый уголовный роман».
Рассматривая в нем вечную проблему «преступления и наказания», автор показал,
как совершенное преступление разъедает душу человека. Идея «высшего суда»,
находящегося «вне закона» и вне людской компетенции, незримо присутствует в
романе. Судьба сама карает преступников и предателей, и в конце книги главная
героиня говорит своему соучастнику: «Нас оправдал суд человеческий, но все-таки
и вы, и я... все мы несем в самих себе нашу заслуженную кару, только кара эта —
вне закона» 3
.
В
1867 г. Крестовский поступил юнкером в Ямбургский уланский полк и вскоре
получил офицерский чин поручика. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
он посылал корреспонденции с театра военных действий. Военная служба
Крестовского нашла свое отражение в нескольких книгах, одна из которых —
«Очерки кавалерийской жизни», была переиздана в 1998 году. Знавший об
офицерском быте, Крестовский был весьма озабочен тем, что офицеры из-за
стесненности в деньгах вынуждены уходить «в службу по акцизу, по контролю или
по железным дорогам» 4
.
Умер
Крестовский 18 января 1895 г. в Варшаве и был похоронен в Петербурге на
кладбище Александро-Невской лавры.
1
Крестовский В.В. Петербургские трущобы. Т.1. М., 1994. С.25.
2
Крестовский В.В. Торжество Ваала. Деды. Т.2. М., 1993. С.436.
3
Крестовский В.В. Вне закона. М., 1995. С.381.
4
Крестовский
В.В. Очерки кавалерийской жизни. М., 1998. С.5.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-deti.ru/
|