Гуро Е.Г.
Гуро Е.Г.
Елена (Элеонора) Генриховна Гуро
1877-1913
Елена Гуро, единственная поэтесса в "мужском" движении
кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в
истории русского авангарда. Была дочерью полковника (позже -
генерал-лейтенанта) Генриха Гельмута Гуро, секретаря штаба Петербургского
военного ок-руга и войск гвардии. Пенсии, которую Елена получала после его
смерти, было достаточно для финансирования коллективных футуристических
сборников и изданий собственных книг, а ее дом на Песочной стал в начале 1900-х
годов своеобразной "штаб-квартирой" футуристов.
Она была одаренной художницей и дебютировала как иллюстратор книг
(позже оформляла и собственные, сборники), участвовала в выставках авангарда. В
1980 г. поступила в школу "Общества поощрения художеств" (там
встретилась с поэтом, композитором, художником М. Матюшиным, ставшим
впоследствии ее мужем); в 1900-е годы училась у Л. Бакста и М. Добужинского.
Первая книга рассказов, стихов и пьес "Шарманка" вышла в 1909
г. - и осталась нераспроданной; Елена Гуро рассылала ее в библиотеки тюрем.
Гуро смогли оценить сразу лишь самые искушенные и тонкие читатели - А. Ремизов,
Вяч. Иванов, А. Блок, В. Хлебников, В. Малахиева-Мирович, а любовь и слава пришли
к ней посмертно, когда друзья поэтессы издали коллективный сборник
"Трое" (Е. Гуро, А. Крученых, В. Хлебников, с иллюстрациями К.
Малевича и предисловием М. Матюшина - он был задуман еще при жизни Гуро) и
самую замечательную ее книжку "Небесные верблюжата" (начало 1914 г).
Эти книги, и еще четвертую - "Осенний сон" (пьеса с рисунками
Е. Гуро и нотами скрипичной сюиты М. Матюшина, их совместное прощальное издание
за год до смерти Елены), Михаил Матюшин положил в сундучок-скамейку у могилы
поэтессы: для читателей и почитателей, которых с каждым годом становилось все
больше.
"Нежный и застенчивый" язык лирических фрагментов удивительно
совпадает с эскизным характером графики Елены Гуро, а все ее творчество - и
литературное, и художественное - неразрывно сливается с образом хрупкой
болезненной женщины, похожей на раненую птицу, неведомо откуда залетевшую в
холодный северный город, и недолго певшую на своем - детском ли, птичьем ли
языке.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|