Городецкий Сергей Митрофанович
Городецкий Сергей Митрофанович
Современный
русский поэт; из дворян; сын литератора-этнографа; окончил
историко-филологический факультет Петербургского университета (специальность —
теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в
1916—1917, — корреспондент «Русского слова» на азиатском фронте (в Турецкой
Армении и Персии). В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском
Азербайджане. С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий
принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще
(заведовал последовательно литературной частью «Известий», затем театра
Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала «Искусство трудящимся» и т. д.).
Писать
стихи стал с детства; первая же книга «Ярь» (1907) обратила на себя внимание.
Поэзия Г. 1907—1912 входит в русло символистского движения. Ранние работы Г.
(сборники «Ярь» и «Перун», 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать
языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки
позднейшей «крестьянской» поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно
также отражение в этих первых опытах Г. социальных мотивов (отзвуки революции
1905). Поэтика Г. этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония
напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок.
В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне
удержались в литературе. Но уже и тогда Г. выделяло из среды символистов
«непосредственное упоение бытием», жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение.
В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение
— акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г.
стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый
вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г.
ставит в заслугу то, что «он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит
материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство». В связи с этим в
поэтике Г. живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность.
— Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими
стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей «Краса», из
которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.
Отдавая
в последние годы много времени практической редакционно-издательской и
театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы,
опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений,
предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую
его работу по созданию детской литературы. Г. стремится слить свое поэтическое
творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми
навыками и традициями. «Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с
себя», — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление «ветоши» дается Г.
нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и
цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.
Городецкий
много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — «Некоторые
течения в современной русской поэзии» («Аполлон», No 1 за 1913) — была
программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к
собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике
«Наши дни», No 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие
вещи, как роман «Алый смерч», повесть «Сутуловское гнездовье» и проч.)
представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из
довольно многочисленных переводов Г. особо примечательны «Ночь» М. Мартине,
«Тюремные песни» Э. Толлера, две пьесы Мольера. «Собрание стихов» Г. изд. в 2
тт., СПб, 1909—10; избранные стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших
сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом
(1923), Грань. Лирика 1918—28, М., 1929.
Список литературы
Владиславлев
И., Русские писатели, Ленинград, 1924
Литература великого десятилетия, Москва —
Ленинград, т. I, 1928;
Е. Никитина, Русская литература, Москва, 1926
Брюсов
В., Далекие и близкие, Москва, 1912
Гумилев
Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; «Новый мир», No 2, 1930 (ст. А.
Глаголева), «Красная новь», No 3, 1930 (ст. Е. Брайниной).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/
|