Глеб Святославич
Глеб Святославич
Карпов А. Ю.
ГЛЕБ
(крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын
черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей
Киликией.
Ранее
1064 г. был посажен отцом на княжение в Тьмуторокань — отдаленное русское
княжество на Таманском полуострове, в дельте Кубани. В 1064 г. изгнан оттуда
своим двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. В следующем, 1065 г.
Святослав сам отправился в Тьмуторокань и вновь посадил Глеба на княжение.
Ростислав, не желая воевать с дядей, отступил от города, однако когда Святослав
ушел в Чернигов, вторично изгнал Глеба. «И приде Глеб к отцу своему», —
свидетельствует летописец.
После
гибели Ростислава Владимировича 3 февраля 1067 г. жители Тьмуторокани сами
обратились к Святославу с просьбой прислать к ним сына. С этой миссией в
Чернигов направился преп. Никон, будущий игумен киевского Печерского монастыря,
а в то время основатель и игумен тьмутороканского Богородицкого монастыря.
Побывав в Чернигове и Киеве, Никон возвратился в Тьмуторокань вместе с Глебом
Святославичем, который и сел «на столе в граде том». (Об этом сообщается в
Житии преп. Феодосия Печерского.) Известно, что зимой 1067/68 г. князь Глеб
«мерил море по льду от Тьмутараканя до Кърчева (Керчи. — А. К.)», т. е. измерял
протяженность Керченского пролива, и определил ее в 14 тысяч сажен, о чем
сделал памятную надпись на т. н. Тьмутороканском камне, сохранившуюся до нашего
времени (этот камень хранится в Государственном Эрмитаже). Факт измерения
протяженности Керченского пролива может свидетельствовать о том, что Глебу в то
время принадлежали оба его берега — и Тьмуторокань, и лежащая на
противоположном берегу Керчь.
Вскоре
после этого Глеб покинул Тьмуторокань и перешел на княжение в Новгород. По всей
вероятности, это произошло в 1068/69 г., после бегства из Руси киевского князя
Изяслава Ярославича и временного перехода киевского престола в руки полоцкого
князя Всеслава Брячиславича. Показательно, что в статье «А се князи Великого
Новагорода» (читающейся в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись
младшего извода) сообщается о том, что Глеба посадил в Новгороде его отец
Святослав, который к тому времени не был киевским князем и, соответственно
(принадлежи Киев его старшему брату Изяславу), не имел полномочий для того,
чтобы по своей воле сажать князей в Новгороде.
Осенью
1069 г. Глебу пришлось оборонять Новгород от князя Всеслава Брячиславича,
подступившего к городу. Битва произошла днем 23 октября в самом городе и, по
словам летописца, отличалась кровопролитностью: «Новгородци же поставиша пълък
противу их у Зверинця на Къземли (ручье Гзень, в самом городе. — А. К.); и
пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця (сеча. — А. К.)
вожяном, и паде их бещисльное число».
Глеб
воевал со Всеславом Полоцким, претендовавшим на Новгородскую землю, в течение
всего своего новгородского княжения. Еще и во второй половине 1070-х гг.
(предположительно, в конце зимы 1077 г.) он действовал против Всеслава в союзе
со своим двоюродным братом князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Кроме
того, Глеб совершал походы в Чудскую землю, распространяя на нее власть
Новгорода.
Ярким
эпизодом новгородского княжения Глеба стало подавление им антихристианского
выступления в городе в начале 1070-х гг. (летопись сообщает об этом под 1071
г.). В Новгороде явился некий волхв, «прельстивший» «мало не всего града». С
обличениями волхва выступил новгородский епископ Феодор, однако его поддержали
лишь князь Глеб и княжеская дружина, а почти все новгородцы приняли сторону
волхва. Глеб в одиночку сумел переломить ситуацию. Спрятав топор под плащом, он
во время «мятежа» подошел к волхву и во всеуслышание спросил того: «Ведаешь ли
ты о том, что утром случится и что вечером?» — «Все ведаю», — отвечал волхв.
«Ну а что сегодня с тобой будет, — спросил Глеб, — ведаешь?» — «Великие чудеса
сотворю». Тогда Глеб выхватил топор и на глазах у всех зарубил волхва. «И людье
разидошася», — констатирует летописец.
Известно,
что весной 1074 г. Глеб пребывал в Киеве при своем отце Святославе Ярославиче,
ставшем (с 1073 г.) великим князем Киевским. 1 мая этого года он вместе с отцом
посетил находившегося при смерти преп. Феодосия, игумена киевского Печерского
монастыря.
После
смерти Святослава Ярославича (27 декабря 1076) позиции всех его сыновей, в том
числе и Глеба, пошатнулись. Поначалу Глеб продолжал действовать в союзе с
занявшим на короткий срок киевский стол своим дядей, князем Всеволодом
Ярославичем, и, в частности, совершил совместный поход против Всеслава
Полоцкого с его сыном Владимиром Мономахом. Однако возвращение в Киев летом
1077 г. старшего из Ярославичей, Изяслава, стало роковым для Глеба. Изяслав сам
претендовал на Новгород, намереваясь посадить сюда на княжение своего сына
Святополка. В 1078 г. Глеб был изгнан новгородцами из города и 30 мая этого
(или, возможно, следующего) года погиб на севере, в Чудской земле, в Заволочье
(т. е. в Подвинье, землях по Северной Двине). «И выгнаша (Глеба. — А. К.) из
града, — сообщает новгородский автор, — и бежа за Волок, и убиша и (его. — А.
К.) чюдь». Любопытно, что в Киеве о его гибели стало известно первоначально в
киевском Печерском монастыре (первым это возвестил печерский подвижник Никита,
будущий епископ Новгородский), а затем уже во дворце киевского князя Изяслава
Ярославича. «Повесть временных лет» сообщает о смерти князя Глеба под 1078 г.;
новгородские же летописи называют другую дату — 1079 г.; только в них приведена
и точная календарная дата смерти Глеба — 30 мая.
В
летописях содержится исключительно высокая оценка христианских добродетелей
князя Глеба Святославича: «Был же Глеб милостив к убогим, и страннолюбив (т. е.
странников любил. — А. К.), тщание имея к церквам, тепл на веру, и кроток,
взором красен». Известно изображением князя Глеба — на известном портрете семьи
князя Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г.
Тело
князя Глеба Святославича было перенесено в Чернигов и похоронено 23 июля 1078
(или 1079) г. «за Спасом», т. е. вблизи черниговского Спасского собора —
усыпальницы черниговских князей.
О
супруге и детях князя Глеба Святославича источники не сообщают.
Список литературы
Летописи:
Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего и младшего изводов;
Патерик Киево-Печерского монастыря; Житие преп. Феодосия Печерского; Изборник
Святослава 1073 г. (фототипическое издание).
Рыбаков
Б. А. Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964; Медынцева А. А.
Тмутараканский камень. М., 1979.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|